Махацит а-шекель
Альшейх а-Кадош учит нас, что еще в Торе мы находим намек на «махацит а-шекель».
Элиэзер эвед (раб) Авраама Авину, когда пришел к Ривке, дал ей «незем захам бека мишкало» (носовое кольцо золотое, в полшекеля весом) и это был намек, что в будущем Ам Исраэль должен будет давать «бека ла-гульголет» за каждого человека.
Моше Рабейну исправлял в Рош Ходеш Адар мейдат Йесод – когда выносил из Египта кости Йосефа а-Цадика. Поэтому говорят Хазаль, что, когда мы «зехер ле-махацит а-шекель», то тоже делаем Тикун а-Йесод.
«Махацит а-шекель» весил 192 «сеорим». Каждая «сеора» – колос ячменя – весил примерно 0.05 грамм. 192 это – гематрия брахи «Баколь, Миколь, Коль» (во всем, от всего, всем).
Если посмотреть на слово «махацит» на иврите – מחצית, то обнаружим, что в этом слове ровно по середине находится буква צ – «цдака», с обоих сторон от неё располагаются две буквы ח и י, образующие слово חי «хай» (живой), 2 крайние буквы этого слова מ и ת – образовывают слово «мет» מת (мёртвый). Что намекает на то, чему учат нас Мудрецы: тот кто, кто близок к цдаке – всегда живой, тот, кто далек – мертвый.
Чеканка монет
Мидраш рассказывает, что первыми чеканить монеты из серебра с изображениями начали именно наши предки.
Первым, кто придумал чеканить монеты с изображением – был Авраам Авину – так пишет Рабейну Хатам Софер.
После Авраама, чеканить монеты продолжил Яков Авину. В Парашат Вайишлах есть на это намек: «Вайикен эт-хелькат hасадэ ашер ната-шам аhоло мияд бене-хамор ави шехэм бемеа кесита» – Яаков дал им свои монеты.
Хазаль учат, что наши предки впервые придумали чеканить именно серебряные монеты и придавать им определенную форму. А также изображать на них важные исторические события, чтобы их запомнили потомки.
На монете Авраама Авину из чистого серебра с одной стороны были изображены «закен ве-зкена» – старик со старухой, а с другой стороны были изображены «бахур ве-батуль» юноша с девушкой.
Авраам Авину хотел отметить чудо, сотворенное для них в их старости – рождение сына Ицхака. Так на монете Авраама Авину с одной стороны были изображены Авраам и Сара, а с другой – Ицхак и Ривка.
Йеошуа бин Нун продолжил традицию чеканить монеты. На его монете с одной стороны был изображен «шор» – бык, а с другой стороны «реэм» – дикий вид быка, подобие антилопы. Йеошуа бин Нун был из колена Йосефа а-Цадика и про него написано «бехор шоро hадар ло векарнэ реэм карнав баhем амим» – (первенец быка, ему — великолепие, а его рога — рога дикого быка; ими он будет бодать все народы вместе, до края земли). (Дварим 33:17)
Так Йеошуа бин Нун запечатлел свою родословную с помощью монеты.
Следующим, кто решил сохранить для потомков память о себе – был Давид а-Мелех.
Он с одной стороны отчеканил «макел ве-термиль» (посох и вещевой мешок), а с другой – «мигдаль» – башню. Этим он оставил потомкам послание о том, как из простого скитающегося пастуха он поднялся до того, кто возвёл башню, чтоб помнили – кем он был и кем стал.
Еще особые монеты оставил после себя Мордехай а-Йеуди. На одной стороне он изобразил «сак ве-эфер» (мешок с пеплом), а на другой – «атерет заhав» (золотой венец) – в память о пуримских событиях от трехдневного поста в плаче и посыпании себя пеплом, до подъёма до ранга правителя.
Интересно, как в конце своего комментария к Торе Рамбан пишет:
«Благословен Г-сподь, вот я пришел в Акру и нашел там в руках старейшин земли открытую серебряную монету с открытой печатью, с одной стороны, как миндальную ветку, а с другой стороны, как блюдце, и с обеих сторон вокруг него было хорошо раскрытое письмо, и разъяснили, что это посох Аарона – ветка миндаля с цветами, а вторая форма — это сосуд с Манном. И мы взвесили ее в шекеле, и она весила десять серебряных монет, и это пол-унции, о которых упоминал Раши. И я также видел ту монету пол-шекеля, которую использовали для жертвоприношений».
Мы видим, как наши предки в память об исторических событиях чеканили монеты с изображением важных исторических событий, чтобы увековечить память о чудесах, случившихся с ними.
(по уроку Гаона а-Рав Ицхак Коэн – ученик Рава Даниэля Фриша «Маток ми-Дваш», по уроку Рава Исраэля Якобова)