Йорцайт Цадиким в месяце Хешван и их Сгулот

1 Хешван – Давид у-Моше – 40 свечей

1 Хешван — Рабби Йосеф Энгель – Ав Бейт Дин Краков

2 Хешвана — Раби Шмуэль де-Модено – Маарашдам

2 Хешван – Рабби Барух бен Исроэль Хагер – Макор Барух

3 Хешван — Рабби Исраэль бар Шалом Шахна Фридман – Рабби Исраэль из Ружина

3 Хешван – Рабби Йосеф Зундель бен Биньямин Бейнуш из Салант –

учитель – Р. Исраэль Салантер)

3 Хешвана — Рабби Одавья Йосеф бен Яков Овадья — «Манъиг», «Посек а-Дор»

3 Хешван – Рабби Элиэзер бен Нафтали Цви из Джикова – сын Р. Нафтали из Ропшиц

4 хешван — Калонимус Калман Шапиро — Адмор из Пясечны

4 Хешван – Рабби Йеуда а-Хасид Сегаль а-Леви – «Синагога Хурва»

5 Хешван —Рабби Цви-Гирш бар Меир Калишер – «Хибат Цион» (Любовь к Сиону)

7 Хешван — Рабби Меир бар Яаков Шимшон Шапиро из Люблина – «Даф Йоми»

8 Хешван — Рабби Нахум из Гродно (Реб Нахумке)

8 Хешван — Рабейну Йона бар Шмуэль Геронди — Рабейну Йона

9 Хешван — Рабби Шимон Йеуда бар Ицхак — Шмуэль Акоэн Шкоп из Гродно

9 Хешван — Рабби Ашер бар Йехиэль из Толедо – Рош

10 Хешван – Рабби Дов Бериш бен Яаков Вайденфельд – Рав из Чебина

10 Хешван — Рабби Элиягу бар Яаков Раголер – Воложинская Йешива

10 Хешван — Гад бен Яаков Авину

11 Хешван — Метушелах бен Ханох (дедушка Ноя — прожил 969 лет)

11 Хешван — Рахель Имейну 

11 Хешван — Беньямин бен Яаков Авину

11 Хешван — Рабби Менахем Нахум бар Цви Гирш Тверский – Ребе из Чернобыля

12 Хешван — Рабби Йеуда Йеошуа бен Шауль Цадка — Рош Йешива Порат Йосеф

12 Хешван – Зеев Вольф Кицис – Бааль Токеа, талмид Бешт

12 Хешван — Рабби Бенцион Мордехай Йехезкель Хазан — основатель Йешивы «Бен Порат»

14 Хешван – Рабби Авраам Элимелех Перлов из Карлин – Аль кидуш Ашем

15 Хешван – Рабби Лейб Бааль а-Йесурим – Святой Страдалец, талмид Бешт

15 Хешван — Рабби Хазон Иш (Авраам Ишаягу Карелиц)

15 Хешван — Матитьягу Коэн hа-Гадоль  — а-Хашмона

16 Хешван — Раби Элазар-Менахем-Ман бар Эзриэль Шах – Рош Йешива «Паневеж»

16 Хешвана – Рабби Амрам Хасида – Аморай 3-го поколения

18 Хешван —  Рабби Йехезкель а-Коэн Рабинович из Радомска

18 Хешван — Рабби Исроэль Бер Одессер

18 Хешван — Рабби Яаков бен Ицхок  Фридман — Адмор из Гусятина

18 Хешван — Рабби Цион Битан — кабалист из Джербы

18 Хешван — Рабби Рафаэль Барух бен Яаков Толедано

19 Хешван – Эвель бен Адам

20 Хешван – Рабби Авраам бар Ицхак – Раавад 2 – «Сефер эшколь»  

20 Хешван — Рабби Мордахай бен Йефет Авраам Шараби

21 Хешван — Рабби Довид бен Зимра – Радваз – Реббе Аризаля

24 Хешван — Раби Авраам Азулай

24 Хешвана — Рабби Гедалья Моше ми-Звиль

24 Хешван — Рабби Шломо Абен-Данан

28 Хешван — Рабейну Йона Геронди — «Шаарей Тшува»

30 Хешвана — Рабби Цви Гирш из Риманова

Почему так важно зажигать Неер Нешама

«Неер нешама« на иврите — свеча души, или свеча памяти. На иврите вместо «за упокой» — используется слово «Ле Илуй», что означает — вознесение души. Зажигание свечи ле Илуй Нишмат умершего упоминается в нескольких местах.

«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост».   

(Рабейну БехайяТрума «Пожертвования»)

— «הרי לך שהנשמה יש לה הנאה מןהאור« — «Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле».

Бен Иш Хай учит, что, душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама.

(Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)   

Возникновение этого обычая связывают с рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшем своей семье:

«נריהיה דלוק במקומו» — «Свечи будут зажжены на его месте», — что выражает уважение к покойному.

«Имя Вс-вышнего находится в имени праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что, когда распространяется имя праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому, что Имя Вс-вышнего соседствует с именем праведника.» (Хазаль)

Для зажигания свечи ле Илуй Нишмат используют суточную или масляную свечу. Перед зажжением свечи — откладывают деньги в Купат цдака.

Зажигают свечу словами: «Арени мадлика неер ле Илуй Нишмат Раби… Рибоно шель Олам, беЗхут цадик Раби»… (личные просьбы)

(Сайт «Сила Теилим»)