Время выйти из тени
10 лет назад, когда я искала информацию по сгулот на русском языке – их было всего-ничего и те, уже довольно затертые: от этрога для легких родов – до «Шир а-Ширим» для Шидуха.
Спасибо англо-язычным сефардским сайтам, щедро делящимся важной частью нашей традиции.
Они прекрасно понимают разницу между «сгулот» и «даркей а-эмори» – путями эморейцев (нееврейскими обычаям).
Поразительно, как современные Равы избегают слова «сгула». Им легче заменить еврейское слово, данное Самим Вс-вышним, на нееврейские слова, типа «уникальные свойства», «средство», и т.д., при этом, описываются все те же самые «сгулот».
До недавнего времени, это слово было табуировано. Но пришло время выйти из тени и занять свое место в еврейской многовековой традиции. Ведь сгулот давались большими Мекубалим с целью помочь народу, облегчить их страдания и нужды.
2 Сивана – Йом а-Миюхас (особый день) – день, когда Вс-вышний сказал: «отделены вы мне среди народов», сделал наш народ Своей сгулой, Своим достоянием.
Вс-вышний вводит понятие о Сгуле в связи с еврейским народом – так почему же мы игнорируем это слово?
Рабби Хаим из Воложина в книге «Нэфеш а-Хаим» поясняет: «Израиль назван народом — сгула, потому что благодаря соблюдению Торы и заповедей, управляют им (с Небес) чудесными путями, путями сгула, и так же отвечают на его молитвы — вопреки природе вещей».
Тора дважды употребляет слово «сгула» и оба раза в связи с еврейским народом:
– «И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Мне сокровищем из всех народов (будете Моим достоянием больше всех народов), ибо Мне (принадлежит) вся земля»; (Шмот 19:5)
– «Ибо народ святой ты Г-споду, Б-гу твоему; тебя избрал Господь, Б-г твой, чтобы (ты) был Ему народом (Его) достоянием из всех народов, которые на земле»; (Дварим 7:6)
Далее Давид а-Мелех продолжает эту тему в Теилим:
– «Ки Яаков бахар ло я, Исраэль ле – Сгулато» – (Ибо Яакова избрал Себе Создатель, Израиль – Себе в достояние); (Теилим 135:4)
А Шломо а-Мелех поддерживает отца в Коэлет:
– «Сгулат мелахим ве-а-мединот» – «собрал я себе редкостные драгоценности, полученные от царей и государств». (Коэлет 2:8)
Ам а-сгула (народ сгула)
Учение Бааль Шем Това лучше и точнее всего определило суть сгулот. Если все выдающиеся Мудрецы предыдущих поколений придавали большое значение Каване (намерению сердца) в изучении Торы, молитвах и мицвот, то Бааль Шем Тов перевернул это представление. Он раскрыл, что простая вера во Вс-вышнего, даже самого простого человека, более эффективна, чем любая ученость. Простая вера означает веру в то, что, если Б-г повелел нам делать то-то и то-то, то это нам полезно, понимаем мы это или нет.
«Кавана» – намерения, требуют, чтобы у человека было понимание. Но для эффективности мицвы, мало понимания, она хорошо работает с простой верой, ведь человек просто наполняется верой в то, что это сработает, потому что это дал Б-г.
Вот эта самая эффективность и есть сгула по Бааль Шем Тову.
Это доказывает и история зарождения хасидизма, когда во времена, казалось бы, тотального соблюдения (не то, что нынешнее время), людям не хватало алахот и учения, им нужна была простая вера в их беспросветной бедности и бедах, им нужен был Ребе, которому полностью верили, который давал советы-сгулот, которые всегда срабатывали, как награда за эту самую веру.
Лично для меня сгулот – это наследие наших великих Цадиким, которые выбрали все самое-самое лучшее для помощи своему народу в приближении к Вс-вышнему и укреплении связи с Ним.
Кто мы такие, чтобы отметать опыт и знания целых поколений Мекубалим?
Сгула – Сеголь и тройное благословение
Говорит Бен Иш Хай, что душа Израиля была сотворена у Престола Славы [Вс-вышнего], относящегося к миру Брия, как следует из сказанного: «Благословен Б-г наш, сотворивший нас שבראנו «ше-браану» – (ради Славы Своей). И там распространяет свет Имя אל ש-די «Э-ль Ша-дай» – гематрия 345 – троекратное числоחסד גדול «Хесед гадоль» (великая милость) – гематрия 115.
Таким образом, если народ Израиля будет совершенен в служении Вс-вышнему с тройной любовью — с любовью в помыслах, с любовью в словах и с любовью в деяниях – тогда воссияет для него Имя אל ש-די – «Э-ль Ша-дай» – утроенное число «Хесед гадоль». Ибо любовь происходит от аспекта Хесед (милость), как следует из сказанного: «Семя Авраама [аспект хесед], возлюбившего Меня». (Йешаяу, 41:8)
И в этом же – тайна Величия и потому засияет для них Троекратное «Хесед гадоль» (великая милость) на уровнях нефеш, руах и нешама их душ.
И на эту троичность намекал им [Вс-вышний], говоря: «И станете вы для меня особым (драгоценнейшим) סגולה – «сгула»- из всех народов». (Шемот,19:5)
Ведь слово סגולה «сгула», напоминает об огласовке סגול «сеголь», используемой в слове חֶסֶד «Хесед» – (милость) и состоящей из трёх точек. (Бен Иш Хай на Берешит, Вайешев)
Сгула – Сеголь и 4 уровня Торы
Учат Мекубалим, что Святая Тора, дарованная Творцом имеет 4 уровня понимания: ПаРДеС – Пшат (простое понимание), Ремез (намек), Драш (комментарии, основанные на 13 принципах) и Сод (тайный смысл).
И хотя, остальные народы мира тоже могут изучать Тору, им доступно лишь простое понимание – Пшат.
Три остальных же пути понимания Торы – Ремез, Драш и Сод – на которые намекают 3 точки огласовки СеГоЛь – даны нароу Израиля, как СГуЛа.
Миф, что Сгулот подменяют соблюдение заповедей
В книге «Сэфер а-Брит» сказано: «Желанны нам заповеди, ведь у каждой есть своя уникальная сгула това:
Цдака способна спасти от смерти;
Заповедь Освящения луны может спасти от смерти от руки человека;
Заповедь Сукки охранит нас от долгих поисков подходящего жилья и многочисленных переселений и перемещений;
И так все остальные заповеди, каждая из которых обладает определённой сгулой».
То есть сгула – это некое раскрытие красоты и внутреннего смысла заповедей.
Мы видим, что сгула — это направленная духовная работа. Определённая заповедь, которая в наибольшей мере сможет пробудить именно те духовные силы, которые необходимы для избавления от каждой конкретной проблемы, если соблюдать её наилучшим образом. Просто сегодня мы не всегда видим связь между вещами, и сгула в наших глазах приобретает некий оттенок чуда.
Итак, в доказательство того, что Сгулот раскрывают красоту Торы, ее заповедей и помогают в Тшуве приведем несколько Сгулот по рубрикам.
Сгулот, раскрывающие внутреннюю суть заповедей:
– Сгула во время Брит Мила Раби Яакова Хаима Цемаха «Зер заhав» («Золотой венец»)
https://silatehilim.com/сгула-связанная-с-плачем-младенца-во-в/
– Сгула «Шилуах а-кен»: «отошли мать, а птенцов возьми себе», сгула – для долголетия и для рождения детей;
https://silatehilim.com/сод-тора-шилуах-hа-кен-в-дни-шовавим/
– Сгула Гаона Стайплера – Ахнасат кала – сгула для излечения
https://silatehilim.com/секрет-мицвы-ахнасат-кала-или-сгула-от/
– Сгулот Ахнасат Орхим
https://silatehilim.com/ахнасат-орхим-огонь-или-увеличенна/
Сгулот связанные с алахот:
– Сгула Цемах Цедека на Рефуа Шлема, спасшая жизнь еврея из-за разницы в сефардской и ашкеназской алахе;
https://silatehilim.com/как-разница-между-сефардской-и-ашкена/
– Сгула, когда в Йорцайт Цадика – алаха идет по его мнению.
https://silatehilim.com/в-день-илула-йорцайт-цадика-алаха-ид/
– Сгула Аризаля произносить Биркат Амазон сразу после «Маим а-хароним».
https://silatehilim.com/сгулот-аризаля-переданные-мекубали
– Сгула Аризаля молиться Минху по Давиду а-Мелеху.
https://silatehilim.com/теилим-72-и-минха-аризаля/
Шабатние Сгулот:
– Сгула Раби Йеошуа Пинто – читать всю книгу Дварим
https://silatehilim.com/чтение-всей-книги-дварим-в-шабат-сгу/
– Сгула Аризаля есть рыбу в Шабат
https://silatehilim.com/рыба-для-шабата-спасение-от-судов/
– Сгулот в Шабат Меварахим
https://silatehilim.com/сгула-раби-йехезкеля-эляигу-из-джиков/
– Сгула Рабби Ишмаэль Коэн а-Гадоль – Эт Рацон 4-х Шабатов, в которые выносят 3-х Свитка Торы,
https://silatehilim.com/сефер-хейхалот-про-эт-рацон-в-день-ко/
Сгулот из Торы:
– Сгула Раби Шимшона из Острополя от эпидемий – 42 остановки/перехода в пустыне;
https://silatehilim.com/сгула-от-эпидемии-раби-шимшона-из-остр/
– Сгула читать Парашат а-Ман во вторник недельной главы Бешалах;
https://silatehilim.com/связь-мана-со-сгулой-мэ-ашэр-шмэйна-ла/
– Сгула с дудаим (мандрагоры)
https://silatehilim.com/дудаим-и-давид-hа-мелех/
Сгулот с Мишной:
– Сгула Рабанит Каневской – «Мишнайот Киним»;
https://silatehilim.com/мишнайот-киним-сгула-для-спасения-от-р/
– Сгула Рава Моше Лейба из Сасова – 18 Мишнайот в день
https://silatehilim.com/рабби-моше-лейб-из-сасова-изучения-м/
– Сгула Рабби Хаима Паладжи – изучение Мишны для Парнасы
https://silatehilim.com/когда-мишна-сгула-для-парнасы/
Сгулот, открывающие Врата Молитв
– Сгула Рамбана – читать «Игерет Рамбан»
https://silatehilim.com/игерет-рамбан-письмо-рамбана-сыну
– Сгула Шла а-Кадош – читать молитву за детей в Рош Ходеш Сиван
https://silatehilim.com/молитва-за-детей-шла-акодеш-в-рош-ходеш/
– Сгула Раби Хаима из Воложина – «Эйн Од Милвадо» https://silatehilim.com/эйн-од-милвадо-или-сгула-нефила-раби-х/
– Сгула читать молитву «Тикун а-Нефеш» Рабби Нафтали а-Коэн Каца
https://silatehilim.com/577-2/
– Сгула Рабби Нехмана для исправления Пгам а-Брит – Тикун а-Клали
https://silatehilim.com/тикун-аклали-и-пгам-абрит/
Это всего несколько примеров – остальные Сгулот вы можете найти в разных рубриках на нашем сайте.
Заключение:
Раби Аарон Закай, автор книги «Сгулот ве-Тефилот» наставлял, что сила Сгулот зависит от веры в Творца, от Которого зависят жизни всех творений. И необходимо всегда обращаться к Нему с мольбой, чтобы Он услышал и ответил нам, чтобы направил наши шаги к нужному врачу, который подберёт для нас подходящее лечение.
Поскольку Творец, благословенно Его имя, является Единственным Врачевателем. И тем вернее, если во время молитвы скатится слеза, поскольку «врата слёз не заперты».