Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 14 Сивана Йорцайт Рабби Хаим из Воложина – Эйн Од Милвадо
Рабби Хаим бен Рабби Ицхак из Воложина
Йорцайт – 14 Сивана
Место захоронения – Воложин, Белоруссия
Рабби Хаим из Воложина – выдающийся цадик, литовский раввин, крупнейший авторитет своего времени. Ближайший сподвижник и ученик Виленского Гаона. Родился в 1749 году в местечке Воложин, в Виленской губернии. Прославился, как основатель и руководитель крупнейшей Йешивы — Воложинской (1803 год), «прародительницы» всех последующих ашкеназских Йешив, в том числе современных.
Занимал посты главного Равина сначала в Вилькомире, затем в Воложине. Он считался признанным авторитетом по всем вопросам, касающимся российского еврейства. С ним советовались все Равы поколения, к нему обращались за помощью из других стран, важность его роли бесспорного руководителя признавалась даже царской администрацией.
Народ его любил. Многие приезжали в Воложин, чтобы «увидеть два чуда» — Йешиву и ее Равина. Влияние Рабби Хаима на евреев было удивительным — особенно на литовских. В споре между хасидами и их противниками он занимал антихасидскую позицию, но и здесь сумел проявить мягкость своей замечательной души, никогда не выходя за рамки спора. В его йешиве учились дети из хасидских семей, которые возвращались домой, отнюдь не изменив убеждениям, полученным в детстве. Раби Хаим учил их Торе, а не «переучивал в другое направление».
Рассказывают, что он ездил специально в Минск, где встречался с одним из хасидских лидеров, Раби Шнеуром Залманом. Там оба великих учителя признали, что в прошлом каждая из сторон не всегда вела себя по отношению к оппонентам справедливо. В том, что сегодня оба направления — литовское и хасидское — мирно уживаются друг с другом, большая заслуга Рабби Хаима из Воложина.
Рабби Хаим в «Нефеш hа-Хаим» приводит мидраш, где образно объясняется, как построена душа человека.
Человек имеет 5 душ:
– Нефеш
– Руах
– Нешама
– Хайя
– Йехида
Но только 3 первые рассматриваются в контексте мидраша. Представим себе стеклодува, который через длинную трубку, вдыхая воздух, вдувает его через трубку в стекло и придает стеклу форму.
Говорит мидраш – вот также сотворен человек.
«Нешама» – от слова «нешима» (вдох) – от «линшом» – Б-г, как будто, «ношем» (как стеклодув набирает воздух).
Руах – то, что он пропускает через трубку.
Нефеш – это та часть души, что попадает внутрь стекла и, в соответствии с тем, как он ее туда вдувает – приобретает соответствующую форму – форму человека.
Эта душа и определяет форму человека.
Маараль из Праги говорит, что «Паним – лашон пним» – (лицо отражает внутреннюю суть человека).
Нефеш – от слова «ваинафаш» (остановился) – место остановки.
Нефеш – внутри нас – регулирует всю нашу жизнедеятельность человека: кровообращение, пищеварение, наши способности слышать и видеть.
Говорить – это компетенция Руах.
А Нешама – она не внутри нас – она у Создателя (только у Адама hа-Ришона были все виды души внутри).
Нешама может быть ближе или дальше, в зависимости от заслуг.
Когда евреи получали Тору – их головы светились – это Нешама была над ними. После греха золотого тельца, они лишились её близости.
Каждая душа связана с 10 сфирот.
Карет – отсечение души – это отсечение Руах от Нефеш.
Но Ашем, по Своему милосердию, не полностью отсекает последнюю сфиру (Малхут) у Руах от первой (Кетер) у Нефеш – они остаются связанными тонкой ниточкой.
И это спасает человека, и через эту ниточку человек может сделать тшуву.
Все нарушения, связанные с телом – заслуживают карет и касаются Нефеш.
Есть нарушения, не связанные с телом (хоть и не менее страшные), но которые не наказываются карет, например лашон а-ра, здесь ущерб наносится Руах. (По уроку Рава Бенциона Меламеда «Томер Двора»)
Машаль Рабби Хаима
Это случилось в войну 1812 года. Командир французского отряда спросил Рабби Хаима из Воложина: каков будет исход похода?
И тот ответил ему притчей, намекая на разноплеменный состав наполеоновской армии.
«Богатый магнат ехал однажды в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места.
Тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина: «В чем сила твоих лошадей»?
Тот сказал ему: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все они разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется.
А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребеночком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом. Потому-то мы и проехали по трясине, а вы завязли».
Эйн Од Милвадо
https://silatehilim.com/%D1%8D%D0%B9%D0%BD-%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8-%D1%85/
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности