Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 11 Нисана: главы 60-65

The event is finished.

Рабби Авраам Йеошуа Хешель из Апты – «Ойев Исраэль»

 

Йорцайт – 5 Нисана

Место захоронения – Меджибош

 

Аптер Ребе был одним из четырех духовных наследников Ребе Элимелеха из Лиженска. В 1800 году он стал Равом в городе Апта, одном из старейших и важнейших еврейских общин в Польше.

В честь своего нового Рава, Синагога города изменила свой Нусах с Ашкеназа на Сфарад. Именно в Апте к нему стали стекаться тысячи людей за брахой [благословением], и вскоре он прославился, как чудотворец, помимо того, что был посеком [алахическим авторитетом].
В течение девяти лет он служил равом в Апте, а затем, к удивлению и ужасу его горожан, принял должность рава в далеком городе Яссы, Румыния. Жители Апты установили замечательную связь со своим равом, и он тоже питал к ним особую привязанность. Он пообещал жителям, что его всегда будут называть «Аптер Рав» и до конца жизни, когда он подписывался своим именем, он добавлял «Апта». И по сей день евреи Апты имеют заслугу в том, что имя этого великого цадика навсегда связано с их городом.

Обложка пинкаса изучающих Мишну в синагоге Ребе из Апты, Меджибож

Переезд в Яссы

По словам Рабби Йиссахара Дова из Белза, Аптер-Рав услышал голос с Шамаим, провозгласивший, что а-Рав Меир бен Шмуэль должен стать Равом Апты. Ребе Авраам Йеошуа Хешель понял, что, поскольку в городе может быть только один Рав, это означает, что либо он переедет в другой город, либо уйдет из этого мира. Именно тогда он решил переехать в Яссы. Вскоре после этого равом в Апте стал автор «Ор ла-Шамаим» – Рабби Меира а-Леви из Апты.

По словам Мункатчер Ребе, автора сефер «Даркей Тшува», когда Аптер Рав согласился занять должность в Апте, он настоял на большой зарплате. Уходя, он рассказал им следующую историю:
«Мой отец, Реб Шмуэль, был бедным меламедом в маленьком городке. Его старший брат, очень богатый человек, жил в Апте. Из-за различных бедствий мой отец и его брат были разлучены друг с другом, когда им было восемь и десять лет, и не знали о местонахождении друг друга. Дядя мой умер бездетным, и оставил своей молодой вдове очень мало сведений о своем брате. Будучи бездетной, она была обязана получить халицу от этого неизвестного брата – но как ей было найти его?
«Рав Апты в то время предложил ей разослать письма всем раввинам во всех соседних странах, сообщая им, что в Апте есть вдова, ищущая такого-то, чтобы он дал ей халицу. Она также должна объявить, что когда брат придет и выполнит свой долг, она отдаст ему половину того, что унаследовала от мужа.
Она последовала его совету, и одно такое письмо пришло в город, где жил мой отец. Рав позвал его и сказал: «Я знаю, что у тебя нет денег, чтобы поехать в Апты, но видя, что ты готов вернуться домой, очень богатый человек, я одолжу тебе денег на дорогу, верни мне, когда вернешься».
«Мой отец пошел домой и рассказал эту историю моей матери. Она сказала: «Великая мицва пришла к тебе. Это одна мицва, которую большинство людей никогда не получают шанса выполнить. Теперь, когда у тебя есть возможность исполнить эту исключительную мицву, ты должен сделать это ради нее самой, а не ради денег, на самом деле, ты не должен брать за это никаких денег».
«Мой отец согласился, но моя мать не была удовлетворена. «Йецер ара [злая склонность] к деньгам очень сильна. Вы можете согласиться со мной сейчас, но когда вы столкнетесь с такой огромной суммой денег, кто знает, если вы сможете ли вы преодолеть эту йецер ара? Поэтому возьмите в руки мой Корбан Минха Сидур и обещайте, что не возьмете ни единого пенни».
Затем он вернулся к Раву и сказал ему, что не хочет занимать у него деньги. «Кто сказал, что я настоящий человек?» — возразил он. — Возможно, я только кажусь подходящим под описание, так как же я смогу отплатить вам? Я пойду туда пешком и посмотрю, что произойдет».

«Мой отец взял свою сумку и трость и отправился в Апту. Он пришел к раву Апты, и оказалось, что он тот человек, которого они искали. Когда халица была завершена, женщина настояла, чтобы мой отец взял половину наследства своего брата, но мой отец настоял на том, чтобы сдержать обещание, данное моей матери, и упорно отказывался брать деньги.
Вдова настаивала на том, что у нее нет желания держать эти деньги, и если он не примет их, они должны оставаться в собственности общины.
Действия моего отца вызвали большое смятение на Небесах. Было решено вознаградить его, и поэтому, хотя мои родители были очень стары, они были благословлены сыном. Я и есть этот сын», — заключил «Ойев Исраэль». «Теперь ты знаешь, почему я согласился приехать сюда и быть раввином, но только за большое жалованье. Я получил всю сумму, могу уйти отсюда и поехать в Яссы».

В течение четырех лет Аптер Ребе служил Ребе в Яссах. В то время, как многие в общине признавали великую привилегию иметь среди себя Цадика, другие этого не делали; Аптер Рав подвергался жестоким преследованиям со стороны части еврейской общины.
Рассказывают, что когда члены семьи увидели, как сильно Ребе страдает от действий этих лиц, они спросили его, почему он не проклинает обидчиков.
«В юности я просил Вс-вышнего, чтобы любое произнесенное мной проклятие превращалось в благословение, — ответил Ребе. — Моя просьба была удовлетворена. Если бы я проклял этих людей, я бы на самом деле благословил их».

18 Кислева 1811 Реббе Реб Барух из Меджибож, поднялся в Небесную Йешиву. Евреи Меджибож привыкли иметь среди себя почтенного Цадика. Всего полвека назад здесь жил Баал Шем Тов. Последние двенадцать лет это был его внук, Ребе Барух, а за двенадцать лет до этого старший брат Ребе Баруха, Ребе Моше Хаим Эфраим из Сиделкова, автор «Дегель Махане Эфраим», служил их наставником. 
Община решила пригласить Аптер Рава переселиться в Меджибож, и в 5573 году он покинул Румынию и стал Ребе в городе Баал Шем Това.

Два года спустя его близкие друзья, Хозе из Люблина, Кожницер Магид и Ребе Менахем Мендель из Риманова, ушли в лучший мир с разницей в несколько месяцев. Последний выживший член этой уникальной группы, Аптер Рав, теперь считался старейшим хасидским Ребе того времени.

Все важные решения отправляли к нему на арбитраж, и его слова боялись по всей Восточной Европе и даже до самой Эрец-Исраэль. Как и два предыдущих Цадика, живших в Меджибож, Ребе Барух и «Дегель Махане Эфраим», Апта Рав прожил там 12 лет.
Незадолго до своего ухода, он попрощался со столом, за которым занимался, с книжным шкафом, полным сфарим, и с мезузой на дверном косяке. Он вернулся в свою постель и начал говорить: «hаадерет веэмуна ле-хай Оламим» (сила и верность Его, Кто живущим Вечно), и с этими словами он покинул этот мир 5 Нисана 1825 года.

Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!

 

http://heichalhanegina.blogspot.com/2007/03/why-did-ohev-yisrael-leave-apta.html

Мар 27 2023
Expired!
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Апрель

Неделя 3

Вс 31
Пн 1
Вт 2
Ср 3
Чт 4
Пт 5
Сб 6
Вс 7
Пн 8
Вт 9
Ср 10
Чт 11
Пт 12
Сб 13
Вс 14
Пн 15
Вт 16
Ср 17
Чт 18
Пт 19
Сб 20
Вс 21
Пн 22
Вт 23
Ср 24
Чт 25
Пт 26
Сб 27
Вс 28
Пн 29
Вт 30
Ср 1
Чт 2
Пт 3
Сб 4
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications