Йорцайт Цадиким в Тевет и их Сгулот
1 Тевета – Авраам Авину – (Бава Батра 91а, Бат Айин)
1 Тевета – Рабби Яир Хаим Бахрах
1 Тевета – Рабби Йосеф а-Маарави
1 Тевета – Рабби Масъуд Рафаэль Альфаси
1 Тевета – Рабби Яир Хаим Бахрах из Вормса
3 Тевета – Рабби Авраам из Стретина
3 Тевета – Рабби Яаков бен Шауль Кассин
3 Тевета – Рабби Давид hа-Коэн Азог (Баба Дуду)
4 Тевета – Рабби Хаим Шауль бен Элиягу а-Коэн Двек – Рош Йешива «Бейт Эль»
4 Тевета – Рабби Гершон Ханох Лейнер из Радзынь – «Бааль а-Тхелет»
4 Тевета – Рабби Пинхас бен Яир – Тана
5 Тевета – Рабби Шломо Молхо (Порту)
6 Тевета – Рабби Йехезкэль Шрага из Синиавы – «Диврей Йехезкэль»
7 Тевета – Рабби Моше Давид Валле
7 Тевета – Рабби Цви бен Исраэль (сын Бааль Шем Тов)
9 Тевета – Пророк Нехемия бен Хахалья
9 Тевета – Рабби Йешуа Бессис из Туниса
9 Тевета – Эзра Софер и Нехемия
10 Тевета – Пророк Захария
10 Тевета – Пророк Малахия
10 Тевета – Рабби Натан из Бреслав (ученик Раби Нахмана)
10 Тевета – Рабби Моше Шапиро
11 Тевета – Рабби из Лелова
11 Швата – Рабби Йеошуа бен Ицхак Шарбани
15 Тевета – Рабби Мари бар Мар Зутра
15 Тевета – Рав Уна
16 Тевета – Рабби Хаим Крейзвирт – гл. Равин Антверпена
17 Тевета – Рабби Яаков бар Зеев Кранц – Магид из Дубно
17 Тевета – Рабби Салман бар Цион Меир Муцафи
18 Тевета – Рабби Цви Элимелех из Динова «Бней Иссахар»
19 Тевета – Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер «Ктав Софер» – сын Хатам Софера
20 Тевета – Раби Моше бен Маймон – Рамбам
20 Тевета – Рабби Яаков бен Массуд Абухацира – Абир Яаков
21 Тевета – Рабби Исраэль Дов Бер из Виледников
21 Тевета – Рабби Мацлиах бен Рафаэль Мазуз
24 Тевета – Рабби Шнеур Зальман – Альтер Ребе «Бааль Тания»
24 Тевета – Рабби Нафтали hа-Коэн Кац – «Тикун hа-Нефеш»
24 Тевета – Мириям-Ковэсет (прачка)
24 Тевета – Рабби Шмуэль бар Авраам Борнштейн – Рабби Шмуэль из Сохачева; Шем ми-Шмуэль
25 Тевета – Рабби Элиягу Деслер «Михтам Элиягу»
27 Тевета – Рабби Шимшон Рафаэль Гирш
29 Тевета – Рабби Ицхак Кадури
29 Тевета – Рабби Йеошуа-Лейб – Маариль Дискин
Почему так важно зажигать Неер Нешама
“Неер нешама“ на иврите – свеча души, или свеча памяти. На иврите вместо “за упокой” – используется слово “Ле Илуй”, что означает – вознесение души. Зажигание свечи ле Илуй Нишмат умершего упоминается в нескольких местах.
«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост».
(Рабейну Бехайя, Трума “Пожертвования
– “הרי לך שהנשמה יש לה הנאה מןהאור“ – «Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле».
Бен Иш Хай учит, что, душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама.
(Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)
Возникновение этого обычая связывают с рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшем своей семье:
«נריהיה דלוק במקומו» – «Свечи будут зажжены на его месте», – что выражает уважение к покойному.
“Имя Вс-вышнего находится в имени праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что, когда распространяется имя праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому, что Имя Вс-вышнего соседствует с именем праведника.” (Хазаль)
Для зажигания свечи ле Илуй Нишмат используют суточную или масляную свечу. Перед зажжением свечи – откладывают деньги в Купат цдака.
Зажигают свечу словами: «Арени мадлика неер ле Илуй Нишмат Раби… Рибоно шель Олам, беЗхут цадик Раби”… (личные просьбы)
(Сайт “Сила Теилим”)