Гаон а-Рав Янука – советы и сгулот при разных жизненных обстоятельствах
Мы собрали советы-сгулот Гаона Рава Шломо Йеуды Бэери, которыми он отвечал на вопросы прихожан Бейт Кнессет.
1. От Царот (бед) и трудностей
Вопрос:
Как реагировать на беды, трудности и переживания, которые обрушиваются на человека в наше нелегкое время.
Ответ:
Укреплять себя трудом Торы, который служит лекарством от всех бед.
Рав привел слова «Атерет Цви» – Рабби Цви Гирш из Жидачев, который раскрыл слова Мишны в Пиркей Авот: «Тот, кто принимает на себя иго Торы, снимает с себя иго правления и иго мирских забот».
Он объяснил, что у любого, кто укрепляет себя в Торе, его проблемы «выгружаются», как грузовик выгружает весь свой груз на землю. Есть ангелы, которым поручено забирать эти проблемы и удалять их от человека, пока он занимается изучением Торы.
Поэтому Гаон Янука призвал углубить свои знания в Торе: либо посвятив себя трактату Талмуда и тщательно изучать его с комментариями, либо проработав несколько разделов Бейт Йосеф и Шулхан Арух, как с основными, так и с более поздними комментаторами. Он заверил, что эти усилия в Торе избавят их от их проблем. Он завершил словами Святого Гаона, раввина Менахема Менделя из Коцка:
«Не говори Б-гу, как велики твои проблемы; расскажи своим проблемам, как велик Б-г».
2. «Шалом Байт»
Вопрос:
Еврей попросил благословения на «Шалом байт» — мир в доме.
Ответ:
Гаон посоветовал ему помолиться молитвой Шахарит на Нэц (на рассвете) в наступающую Субботу и, когда он дойдет до слов «Осэ Шалом Бимромав» («Тот, кто творит мир в своих высотах»), направить свое намерение на Вс-вышнего, чтобы тот установил мир между ним и его женой. Рав поделился тем, что он посоветовал это человеку, который был на грани развода в тот самый день. Чудесным образом позже еврей вернулся, чтобы сообщить, что ситуация разрешилась, благодаря совету Рава.
Рав также подчеркнул большую заслугу изучения «Сефер а-Мидот» (Книга Качеств) Рабби Нахмана из Бреслава (она есть на русском языке), книги, которую он широко распространяет. Рав объяснил, что это изучение открывает все врата, особенно врата пропитания, поскольку изучение ее является особым благословением для процветания.
3. «Сеуда Шлишит»
В гостях у Гаона Януки потомок святого Рава Сар Шалома из Бельз. Он рассказал историю о Рав Сар Шалом, которому однажды нужно было зажечь трубку, но рядом не оказалось спичек. Рав Сар Шалом просто сделал движение рукой, и появились искры, позволившие ему зажечь трубку. Гаон Янука добавил, что Рав Сар Шалом был известен, как «маленький Баал Шем Тов», потому что он творил чудеса, как и святой Баал Шем Тов.
Позже зашел разговор, что в колеле Гаона Януки обсуждалось учение, найденное в нескольких трудах алахических авторитетов, ссылающихся на Зоар, в котором говорится, что тот, кто не принимает участия в третьей трапезе Шаббата («Сеуда Шлишит»), как будто не ел первую и вторую трапезу Шаббата. Однако они отметили, что источник этого учения они не нашли в Зоар а-Кадош. Гаон Янука ответил, что это зависит от издания. В некоторых старых изданиях это учение действительно встречается, и его цитировал Магид из Кожница от имени Зоар.
Затем он рассказал, как однажды сказал своим ученикам, цитируя Зоар, что Ханука упоминается как «моэд» (праздник). Его ученики искали этот источник в Зоар и не могли его найти, пока он не показал им старое издание, где это было явно написано. Он объяснил, что между изданиями есть значительные различия, и это во многом похоже на утверждение, приписываемое Йерусалимскому Талмуду, процитированное Рема: «Тот, кто спит в Рош а-Шана, дает своей судьбе проспать». Более поздние авторитеты написали, что этот источник не найден в Йерусалимском Талмуде, как мы его знаем сегодня.
4. Сырой лук
Вопрос:
Следует ли воздерживаться от употребления сырого лука, как это приписывается святому Ребе Нахману из Бреслава. Гаон ответил, что основная проблема касается именно белого лука, а не зеленого или фиолетового лука.
Позже Гаон рассказал о значении священной книги «Кав а-Яшар» Рабби Цви-Гирш Кайдановер.
В этой книге содержится много моральных наставлений и советов о том, как по-настоящему служить Всевышнему, благословен Он.
Морейну добавил, что любой, кто испытывает трудности с ясностью или целостностью мышления, получит большую пользу от изучения «Кав а-Яшар».
5. «Иръат Шамаим» (страх перед Небесами)
Вопрос:
На Бар-мицве отец мальчика спросил у Гаона Януки, как можно достичь Иръат Шамаим.
Ответ:
Гаон ответил, что изучение вопросов, связанных со страхом перед Небесами, является путем к его обретению. Гаон процитировал введение к законам Шабата в Мишне Брура, в котором упоминается Рав Йонатан Эйбешиц, который писал, что тот, кто не изучает законы Шабата, неизбежно осквернит его.
Он сказал, что Хазон Иш советовал каждому человеку изучать ту область, в которой он чувствует трудности. Поэтому те, кто ощущают недостаток в Иръат Шамаим, должны изучать книги, которые говорят об этом, и через это они действительно разовьют страх перед Небесами.
После этого Гаон Янука рассказал о сути Иръат Шамаим (страха перед Небесами). Он сослался на Рамхаль, который учил, что тот, кого беспокоят чуждые мысли, должен представить себе Небеса, что поможет развеять эти мысли. Кроме того, святой Рабби Аарон Рота посоветовал любому, кто борется с неправильными мыслями, выйти на улицу под открытое Небо, так как это немедленно сведет на нет такие мысли.
6. Брит Мила
Вопрос:
На Брит-Мила во время церемонии, Гаона спросили о распространенном убеждении, что всем, кто посещает Брит-Мила, прощаются грехи.
Ответ:
Гаон Янука ответил, что эта идея исходит не из Талмуда, а из Мидраша а-Гадоль мудрецов Йемена. В этом тексте написано, что Элиягу а-Нави не может терпеть нахождение рядом с кем-либо, кто несет грех, тем не менее он вынужден посещать каждую Брит-Мила. Поэтому Вс-вышний, благословен Он, прощает грехи присутствующих, позволяя Элиягу а-Нави находиться там.
Гаон напомнил о святых братьях – Рабби Зуша из Аниполи и Рабби Элимелех из Лиженска, которые приложили большие усилия, чтобы посетить множество обрезаний, чтобы обрести заслугу прощения своих грехов.
После этого Гаон объяснил мистическое значение повязывания тфилин на руке.
Руки символизируют действие и работу, которую человек выполняет руками. Связывая физическое с духовным — тфилином — человек принимает божественное ярмо, посвящая сердце и разум Вс-вышнему. Как написано в Шулхан Арухе, раздел 25, человек должен сосредоточиться, надевая тфилин на руке, на посвящении своего сердца Творцу, а с тфилином на голове — на посвящении своего разума.
Однако в Шаббат, когда не выполняется никакой работы, материальная сфера откладывается, и божественное откровение завершается; таким образом, нет необходимости связывать физическое с духовным через тфилин, поскольку все является чистым божественным проявлением.
7. Средства к существованию
Вопрос:
Благословение на средства к существованию.
Ответ:
Гаон Янука посоветовал быть особенно внимательным к еде хлеба во время четвертой трапезы Шаббата «Мелаве Малка». Хотя согласно алахе разрешается дополнять эту трапезу другими видами пищи, традиционно принято от имени Рабби Элимелех из Лиженска, что тот, кто не ест хлеб во время «Мелаве Малка», не должен удивляться, если в течение недели к нему не придет пропитание.
8. Ахнасат Орхим (гостеприимство)
Вопрос:
Один из прихожан спросил Гаона, как Авраам Авину мог покинуть Б-жественное Присутствие, чтобы пойти и поговорить с арабскими гостями, как объясняет Раши в комментарии.
Ответ:
Гаон Янука ответил, что они на самом деле были ангелами, как написано в Йерусалимском Талмуде и Авраам знал, что они были ангелами. Он привел доказательство из стиха: «Пусть принесут немного воды, и вымоют ваши ноги, и отдохните под деревом». Авраам должен был просто сказать: «и сядьте под деревом», но он конкретно сказал: «и прислонитесь под деревом». Потому что он видел, что у них не было «суставов» в ногах, так как у ангелов «одна прямая нога» и нет суставов (Йехезкель 1:7). Поэтому он сказал им опереться на дерево для поддержки.
Раввин ответил: «Отсюда мы узнаем, что приветствовать гостей важнее, чем принимать Б-жественное Присутствие».
Позже прибыли несколько раввинов из Гур Хасидут и Гаон Янука вступил с ними в глубокую беседу о святом мудреце Рабби Шалом Шабази, известном, как первый Рашаш, предшественника Рашаша, Рабби Шалома Шараби. Морейну рассказал историю о Рабби Шаломе Шабази, у которого была особая рукописная книга, содержащая его секреты и толкования Торы. Однажды, когда царь рассердился на Рабби Шалома, он забрал книгу себе. Той ночью из книги вылезли черные змеи и обвились вокруг царя, заставив его извиниться и вернуть книгу Рабби Шалому. Гаон Янука добавил, что Вс-вышний направил эту самую рукопись Гаону — это та самая книга, из которой выползли змеи, теперь он хранит ее в своей библиотеке.
9. Проблемы с горлом и Ханука
Вопрос:
Еврей задал вопрос, что делать, если постоянные проблемы с горлом, непрерывный кашель без какой-либо видимой причины. Были консультации с врачами, проходил обследования и сканирования, но никакое лечение не принесло облегчения.
Ответ:
Рав сказал ему: «Изучай законы Хануки, и ты испытаешь полное выздоровление».
Действительно, как говорится в стихе: «Он исполняет желания тех, кто боится Его», и благословен Вс-вышний, человек начал изучать законы Хануки, и его кашель исчез, как будто его никогда и не было.
10. Страсть к Торе
Вопрос:
Как развить желание и страсть к изучению Торы.
Ответ:
Гаон Янука ответил, что для того, чтобы развить страсть к Торе, нужно сначала понять ее суть. Он объяснил с помощью аналогии: если кто-то сталкивается со скрытым кодом, он может показаться скучным или бессмысленным. Однако, если они понимают, что код содержит ключ к открытию сейфа наполненный сокровищами, этот код внезапно становится захватывающим. Точно так же тот, кто рассматривает Тору как книгу, содержащую глубочайшие тайны творения и путь к служению Вс-вышнему, естественным образом будет привлечен к ней. Он будет постоянно стремиться изучать Тору, чтобы раскрыть истинную волю Творца и путь к достижению своей конечной цели.
Кто изучает Тору с этой точки зрения, никогда не забудет свои знания, поскольку он постигнет истинную ценность Торы.
[После молитвы на улице начался проливной дождь. Гаон Янука заметил, что святой Гаон, Рабби Пинхас из Корица учил, что дождь, следующий сразу за молитвой, является знаком того, что молитва принята].
11. Имя
Вопрос:
Как назвать дочь?
Ответ:
Гаон Янука посоветовал, что в идеале следует выбирать имя с традицией, охватывающей поколения, а не новые имена без исторической основы. Он добавил, что если есть проблема с именем, предпочтительнее переставить буквы, чем полностью искоренить имя. Искоренение имени несет в себе большие риски и может навредить человеку, не дай Б-г. Перестановка букв также считается изменением имени, поскольку святой Зоар объясняет, что даже порядок букв имеет важное значение. Морейну подчеркнул, что в таких вопросах нужно проконсультироваться с экспертом-знатоком Торы, который понимает эти концепции, поскольку не каждый квалифицирован для принятия таких решений.
12. Пещера Махпела
Гаон Янука упомянул о сказанном в Зоар а-Кадош, что после смерти Моше Рабейну ангелы-служители привели его в Пещеру Махпела. Морейну отметил, что «Махпела» имеет числовое значение 175, что соответствует годам жизни Авраама Авину, поскольку пещера была создана специально для того, чтобы он ее приобрел. Морейну подчеркнул большую духовную заслугу посещения Пещеры Махпела.
13. Благословение на Исцеление
Гаон благословил еврея на полное исцеление и упомянул, что есть 2 Цадика, заслуги которых особенно эффективны для исцеления.
Первый — Рабби Йоэль Сиркис – Бах «Байт хадаш», о котором говорят, что даже при его жизни больные приезжали издалека, чтобы увидеть его, и, увидев сияние его лица, они немедленно исцелялись.
Второй — Рабби Шмуэль Элиэзер Эйдельс – Маарша, заслуга которого столь же сильна для полного выздоровления.
14. Лашон а-Кодеш (Святой язык)
Вопрос:
Если удобней говорить на родном языке, чем на лашон а-Кодеш – что предпочесть?
Ответ:
Гаон напомнил о величии говорения на «Лашон а-Кодеш» (Святом Языке) и подчеркивал важность воздержания от говорения на других языках, когда это возможно. Однако он добавил, что в идеале те, кто может, должны стремиться говорить на Лашон а-Кодеш, поскольку сила речи имеет огромное значение.
15. Инвестиция в акции
Вопрос:
Какие акции вырастут, а какие нет, чтобы не понести убытки.
Ответ:
Гаон ответил, что есть только одна «акция», которая, если вы инвестируете, никогда не упадет, а только вырастет. Еврей был очень заинтригован, узнав, что это за «акция», и Морену сказал ему: «Тора» — инвестируйте в Тору и в служение Вс-вышнему; это акция, которая никогда не упадет.
16. Судебное дело
Вопрос:
Если есть спор между партнерами или судебное длео, что читать?
Ответ:
Гаон ответил, что любой, у кого есть судебное дело, в котором он хочет добиться успеха, должен читать Теилим 25, так как это сгула для успеха в суде.
17. День Рождения
Вопос:
Подошел человек и сказал, что сегодня его день рождения.
Ответ:
Гаон Янука благословил его и сказал, что в Йерусалимском Талмуде (Рош а-Шана, Глава 3, Галаха 8) говорится, что в день рождения человека поднимается и укрепляется его Мазаль. Поэтому этот день считается благоприятным, даже подходящим для того, чтобы отправиться в битву, поскольку победа гарантирована.
Янука также упомянул, что этот обычай, связанный с днями рождения, установил Бен Иш Хай (Парашат Реэ, Раздел 17). Затем он рассказал о практике святого «Исмах Моше» Рабби Моше Тейтельбойм, который в свой день рождения каждый год шел на кладбище, облачался в погребальные саваны, ложился на пустой участок и предавался глубокому самоанализу. Он размышлял о цели своей жизни, учитывая, как прошел еще один год и как он приближался к дню своей смерти. Этот самоанализ должен был вдохновить его сосредоточиться на своей конечной цели и посвятить наступающий год служению Вс-вышнему должным образом.
18. Покупка дома
Вопрос:
Как купить дом в наше сложное (из-за дороговизны) время
Ответ:
Гаон Янука ответил, что человек должен поразмышлять над Бейт а-Микдаш и заняться Тикун Хацот. Чувствуя боль из-за отсутствия Дома Вс-вышнего, Вс-вышний, в свою очередь, мерой за меру даст ему дом.
Затем Янука прокомментировал стих из Парашат «Бешалах» о том, что Ман описывается, как «тонкий, как иней на земле». Он объяснил, что это намекает на драгоценные камни и драгоценности, которые спускались вместе с Маном, делая его сверкающим, как иней и сияющим, как яркий град. Таким образом, когда израильтяне спросили: «Ма hу» (что это?), они задавались вопросом об источнике необычайного блеска, который исходил от этих драгоценных камней, сопровождающих Ман.
19. Тфилин Рабейну Там
Вопрос:
После Шахарит был задан вопрос об учении, приписываемом святому Рав из Комарно, в котором говорится, что полезно надевать тфилин Рабейну Там во время чтения «Ува Ле-Цион». Вопрос был в том, относится ли это конкретно к «Ува Ле-Цион», произнесенной во время молитвы, или же та же заслуга приобретается при повторном чтении ее после службы.
Ответ:
Гаон Янука объяснил, что главная заслуга заключается в чтении «Ува Ле-Цион» во время самой молитвы, поскольку Кадиш Титкабал еще не был произнесен, и, согласно Абудараму, пока этот Кадиш не прочитан, молитва не полностью вознеслась. Поэтому надевание тфилина Рабейну Там именно в этот момент имеет значение.
20. Тазовое предлежание плода
Вопрос:
Один еврей обратился к Гаону Янука с вопросом о том, что делать, если тесты показали, что плод находится в тазовом предлежании.
Ответ:
Гаон Янука посоветовал ежедневно читать одну главу из «Мегилат Эстер», объяснив, что секрет Мегилы заключается в ее силе переворачивать «ве-наhафох hу» (перевернулось), и это может привести к подобному перевороту для плода.
Янука поделился личной историей о своей дочери, чьи пренатальные тесты показали, что она находится в тазовом предлежании. Несмотря на то, что в то время не было Пурима, Янука дал особый шиур о празднике Пурим и концепции , как упоминается в Мегиле. Он подробно остановился на многочисленных примерах парадоксов и перестановок, найденных в Талмуде и Мидрашах. Во время шиура его жена и еще одна будущая мать с тазовым предлежанием плода слушали из женского отделения. Обе женщины почувствовали движение плода во время урока, и на следующий день медицинские тесты подтвердили, что оба плода повернулись в правильное положение.
21. Когда человек в беде
Вопрос:
Как молиться человеку, если он в беде?
Ответ:
Гаон Янука Шлита сказал, что для человека, находящегося в бедственном положении, есть сгула, приведенная в более ранних источниках:
Теилим 20 – 3 раза в день;
Теилим 13 – 13 раз в день.
Однако Гаон Янука отметил, что еще лучше посвятить это время изучению Торы, поскольку изучение Торы, безусловно, приносит спасение, а не просто, как «сгула».
Во время открытия ковчега Гаон Янука сказал, что есть 3 вещи, в которых еврейский народ должен покаяться, поскольку они вызывают серьезные обвинения на Небесах:
Грех Золотого Тельца, неуважение, проявленное к Моше Рабейну, и убийство пророка Захарии.
Морейну добавил, что когда Рав Моше Аарон из Броды, гений и святой человек, который написал комментарии на «Левушей Серад», прибыл в Эрец Исраэль, первое, что он сделал, это посетил могилу пророка Захарии, чтобы попросить прощения от имени всего Израиля за его убийство.
Позже Гаон Янука был удостоен чести совершить поднятие свитка Торы. Он заметил, что в прошлом свитки Торы были меньше и их было легче поднимать, но сегодня они намного тяжелее. Гаон объяснил, что во времена Хазаль они знали, как использовать святое Имя, которое делало тяжелые предметы легкими. Это был метод, который использовали строители Бейт а-Микдаш, чтобы поднимать огромные камни на большую высоту, чего не могла достичь одна человеческая сила.
22. Молитва на Нэц (рассвете)
Вопрос:
Как приучить себя вставать молиться на рассвете?
Ответ:
Он объяснил, что в вопросах святости главная проблема заключается в начале дела. Гаон посоветовал, что если кто-то привык поздно вставать в течение длительного периода и хочет укрепить себя и начать вставать на Нэц (рассвете), ему следует действовать постепенно. Попытка взять на себя обязательство просыпаться на Нэц каждый день в течение целого месяца без пропусков, скорее всего, приведет к выгоранию — успешному в течение первых двух дней, но к третьему вы сдадитесь. Вместо этого нужно начинать медленно и постепенно. Начните с пробуждения на нэц по понедельникам и четвергам, затем постепенно добавляйте больше дней, пока это не станет постоянной привычкой.
23. Животные
Вопрос:
Правда ли, что тот, кто разводит голубей дома, испытывает различные недуги и слабости.
Ответ:
Гаон ответил, что держать животных дома не идеальный вариант. И основная проблема с разведением животных дома связана с запретом причинять «цаар баалей хаим» (ненужные страдания). Поэтому нужно следить за тем, чтобы голуби не страдали каким-либо образом. И наоборот, если не доставляет человек страдания голубям, то не должен отдавать голубей кому-либо другому, пока не убедится, что новый владелец по крайней мере так же осторожен.
24. Хибут а-Кевер
Вопрос:
Спросили у Гаона Янука, если есть источник в писаниях более ранних мудрецов (Кадмоним), что тот, кто умирает в Моцэй Шаббат (субботний вечер), освобождается от Хибут а-Кевер (мучений в могиле) из-за сохраняющейся святости Шаббата?
Ответ:
Гаон ответил, что у Кадмоним нет явного источника относительно этого. Однако современные авторитеты написали, что разумно предположить это, подобно тому, что говорится о том, кто умирает в Эрэв Шаббат после полудня — когда сияние Шаббата избавляет его от Хибут а-Кевер. Таким образом, логично распространить это на Моцэй Шаббат, хотя в более ранних писаниях нет явного источника об этом.
25. Вода с мёдом для Амтакат Диним
Во время своей ежедневной традиции раздачи мёда прихожанам в память о Мане («его вкус был подобен медовым лепешкам»), Гаон поделился учением Баал Шем Това. Баал Шем Тов давал людям мёд, смешанный с водой, в качестве сгулы, чтобы подсластить суровые указы. Янука добавил, что он прочитал это в очень старых, изъеденных червями книгах. С улыбкой он заметил, что, изучая эти книги, он чувствовал, что он и черви учатся вместе.
26. Выпадение волос
Вопрос:
Что следует делать с выпадением волос.
Ответ:
Гаон Янука объяснил, что волосы часто выпадают из-за страха, и рекомендовал ежедневно читать псуким:
אל תירא מפחד פתאום ומשואת רשעים כי תבוא
– «Аль тира ми-пахад питъом, умишоат решаим ки таво» – [3 раза]
(Не бойтесь внезапного страха или несчастья, зла, если оно придёт); (Мишлей 3:25)
עוצו עצה ותופר, דברו דבר ולא יקום כי עמנו א-ל
– «Уцу эцэ ве-туфар, дабру давар ве-ло якум, ки иману Эль» – [3 раза]
(Готовят заговоры враги Израиля, но будут они расстроены, сговариваются между собой, но ничего не выйдет – ибо с нами Б-г); (Йешайяу 8:10)
Гаон пришел к выводу, что с помощью Вс-вышнего это принесет облегчение.
27. Мистика Брахот
Гаон Янука говорил о значимости благословений над благоухающими специями. Он поделился традицией, приписываемой Рабби Цви Элимелех из Динов, которая поощряет ежедневное чтение всех благословений на благовония, таких как:
– «боре эцей бесамим» (творящий благоухающие деревья);
– «боре эсвей бесамим» (творящий благоухающие травы);
– «боре миней бесамим» (творящий различные виды благовоний);
– «анотен реах тов баперот» (наделяющий плоды ароматом).
Гаон Янука практикует эти благословения после «Кадиш Титкабель» в молитвенной службе после «Ува Лецион». Он отметил, что в этой практике есть мистическое значение, поскольку она соответствует восхождению молитв, как объяснил Абударам. Он пояснил, что в этот момент существует глубокая связь с обонянием и благословениями на благовония, подчеркивая большую духовную ценность этого.
https://silatehilim.com/теилим-150-и-брахот-на-запахи/
28. Какое решение верно
Вопрос:
Как можно получить ясный совет во времена неопределенности относительно жизненно-важных решений.
Ответ:
Гаон посоветовал читать Псалом 23 с глубокой концентрацией и намерением, особенно сосредоточившись на просьбе о том, чтобы Вс-вышний вёл «путями праведности» и показывал правильный путь.
26. Парнаса Това
Вопрос:
Как можно в этом мире заслужить увеличение средств к существованию.
Ответ:
Гаон ответил, что изучение «Тана Дивей Элиягу» является известным сгулой для пропитания. Кроме того, он подчеркнул важность употребления «Сеуда Ревиит» (четвертой трапезы после Шаббата), которая также является сгулой для богатства.
(Составлено по урокам Гаона а-Рав Янука)