Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 29 Тишрея: главы 140-144

Статья: Каванот и Сгулот молитвы Амида

Каванот и Сгулот молитвы Амида

Наши мудрецы установили главную молитву «Амида» (18 благословений), следуя плану 29-го псалма, в котором 18 раз повторяется Имя Ашема, символизирующее Рахамим (Милосердие).

Молитва шепотом

Многие законы в молитве «Амида» были установлены по Молитве Ханы. Ее молитва была принята, и она удостоилась рождения пророка Шмуэля, который был величайшим пророком Израиля после Моше Рабейну. Как сказано (Млахим 1, 1:13):

«Хана говорила в сердце своем, только губы ее шевелились, голос ее не слышался».

«Говорила в сердце своем» – отсюда мы учим, что молящийся должен направлять свое сердце (иметь кавану).

«Только губы шевелились» – отсюда мы учим, что молящийся должен произносить слова.

– «Голос ее не слышен» – отсюда мы учим, что нельзя повышать голос во время молитвы. (Брахот 31а).

 3 Шага назад

В «Тикуней Зоар» (26:1) говорится, что после завершения молитвы, человек переходит от святого к будничному. Во время получения Торы, евреев охватил страх, и они отступили на 3 шага назад. Когда Моше Рабейну шел к Вс-вышнему, то он прошел сквозь: «мрак, облако и мглу». Также и Коаним в Храме, при возношении жертвоприношений – отходили на 3 шага назад. Сегодня и мы поступаем таким образом: делаем 3 шага назад, а затем 3 шага вперёд и соединяем ноги, подобно ангелам: ««Ноги их – нога прямая» (Йехезкель 1:7)

Поклоны

Мудрецы предписали кланяться при молитве Амида в четырех местах: 2 раза, когда произносят 1-е благословение, и два раза, когда произносят 18-е. (Брахот 34 а)

Согласно Зоар а-Кадош, каждый поклон должен состоять из трех элементов:

при слове «Барух» – мы немного сгибаем колени,

при слове «Ата» — выпрямляем колени и наклоняемся вперед,

а при слове «Ад-най» — выпрямляемся.

Такая форма поклона принята сегодня во всех еврейских общинах без исключения. Но в конце молитвы, а также в 18-м благословении, при словах «Модим анахну лах» кланяются просто вперед. Во всех этих случаях кланяются так, чтобы на спине проступили позвонки. Когда мы выпрямляемся при слове «Г-сподь», мы как бы свидетельствуем, что Он выпрямляет согбенных.

Число 18

В молитве «Амида» — 18 брахот (и 1 добавленная). В поклонах главной еврейской молитвы «Амида» (стояние) — есть важный смысл.
В Талмуде сказано, что 18 исходных благословений «Амиды» соответствуют 18 позвонкам спины и шеи; 19-е же благословение, добавленное позже, соответствует копчику, маленькой косточке в основании позвоночника.
Позвоночник — это канал, через который распространяется энергия, полученная в результате молитвы «Амида».
Во время «Амиды» человек должен склониться, в отличие от восточных медитаций, связанных с распространением энергии по позвоночнику (так называемых кундалини-медитациях), где он остается абсолютно прямым.
Эта разница очень существенна — в восточных «кундалини-медитациях» стремятся поднять энергию от основания позвоночника к голове, а в молитве «Амида» еврей, наоборот, распространяет энергию от мозга во все тело.
В Талмуде говорится, что если кто-то не поклонится в благословении благодарности, то его позвоночник «превратится в змею». 
В другом месте разъясняется, что соответствие между числом благословений и числом позвонков указано нам для того, чтобы научить нас, что человек должен согнуться в поклоне настолько, чтобы каждый позвонок был отделен от соседнего. Еще Талмуд учит, что наклоняться следует прямо «как стерженек», а выпрямляться «как змея» — сначала поднимая голову, а затем туловище.

Подробно здесь: https://silatehilim.com/18-позвонков18-брахот-амиды-и-29-псалом/

1-я Браха (Авотэну)

1-я браха соответствует Праотцу Аврааму и на словах «Маген Авраам» – мы делаем кавану на то, что слово מגן «маген» (защитник) – это аббревиатура имен 3-х ангелов, защищающих Авраама, а также весь еврейский народ – Михаэля, Гавриэля и Нуриэля.

2-я Браха (Ата Гибор леолам)

В этой брахе мы делаем кавану на имени Ашема – אגלא 

Это Имя – акроним, образованный из первых букв начала Брахи: «Ата Гибор Ле-олам А-донай». Оно выражает Могущесто Творца.

– «Морид hагэшем, мехалькэль хайим бехэсед, мехайе метим берахамим рабим» – здесь нужно делать кавану на то, что «ключи от 3 вещей Вс-вышний оставил у себя: от дождей, пропитания людей и оживления мертвых».

4-я Браха (Ата хонен ле-Адам Даат)

Учат Мудрецы, что первые 3 Брахот – это приветствие Вс-вышнего, последние 3 – Благодарность, за то что выслушал. Просьбы начинаются с 4-й Брахи. Так насколько же мудро поступили Мудрецы, что поставили самой первой просьбой – просьбу дать нам Мудрость, Понимание и Разум – подобно тому, как просил Царь Шломо Вс-вышнего о Мудрости, а в награду получил все остальные Брахот: и богатство, и славу, и здоровье. Насколько важно правильно просить – поэтому делаем Кавану на получении Мудрости и Понимания. 

5-я Браха (hашивэну)

Кавана на то, чтобы сделать Тшуву

Эта сгула составлена Аризалем (зехуто таген алену) по просьбе Рава Моше Альшейха. Случилось так, что сын Рава Альшейха отошёл от соблюдения и это причиняло отцу большую скорбь, и он хотел, чтобы сын совершил тшуву. Составленные Аризалем ихудим, помогли и сын Рава Альшейха вернулся к вере народа Исраэля.

Нужно в 5-м благословении сделать следующую вставку:

hашивэну, Авину, ле-Торатеха, ве-карвэйну, малкейну, ла-аводатеха, ве-hахазирэйну би-тшува шлема лефанеха. 

Йеhи рацон милфанеха, Ад-най Эло-hейну ве-Эло-hей авотэйну, ше-тахатор хатира ми-тахат Кисэ Кводеха леахазир би-тшува шлема лефанеха коль пошэй Исраэль у-ви-хлалам тахазир эт [Плони бен Плонит] би-тшува шлема, Ад-най יֵהֵוֵהֵ ки йеминха пшута, Ад-най יֶהֶוֶהֶ  пшута лекабэль шавим. Барух Ата, Ад-най יֵהֵוֵהֵ hа-роцэ би-тшува.

Перевод

Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей, и приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе, и верни нас, в раскаянии, совершенном пред Лицо Твоё. Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы раскопал Ты подкоп под Престолом Славы Твоим, чтобы вернуться в раскаянии совершенном пред Тобою всем злодеям народа Исраэля и вместе с ними верни [имя сына имя матери] в раскаянии совершенном, Г-споди יֵהֵוֵהֵ , ибо десница Твоя распростёрта, Г-споди יֵהֵוֵהֵ  – распростёрта принять возвращающихся. Благословен ты, Господь יֵהֵוֵהֵ, желающий нашего возвращения!

При произнесении слова «йеминха» (десница) – имей в виду Хесед, потому что Хесед названа правой рукой Вс-вышнего. И она же обозначается Именем Авайя, огласованном огласовкой сеголь:

יֶהֶוֶהֶ

А при произнесении слова «би-тшува» (раскаяние) – имей в виду Бину, так как Бина названа раскаянием. И она же обозначается Именем Авайя, огласованном огласовкой цэрэ:

יֵהֵוֵהֵ

8-я Браха (Рефаэну)

Объясняет Аризаль, что, когда Адам hа-Ришон согрешил, он потерял 288 искр святости «РаПах Ницоцот». Традиция передает, что однажды Аризаль пришел к своему ученику Рабби Моше Ахи во сне, чтобы рассказать о тайне благословения «Рефаейну» из молитвы «Амида».

Гематрия слова «рофе» (врач) = 288 (с колелем). Причиной же всех болезней являются «РаПаХ Ницоцот» – «288 искр святости», упавшие в клипот.

При прочтении благословения следует мысленно просить Б-га о том, чтобы Он, в роли Врача, смягчил 288 искр святости – это поможет исцелению больного.

Аризаль учит, что число 288 зашифровано в благословении «Рефаейну» еще в одном месте. Первые буквы слов «Рофэ Холей Амо Исраэль» (исцеляющий больных народа своего, Израиля) – также = 288.

Все болезни народа Израиля – от тех 288 частиц, которые потерял Адам hа-Ришон и они попали во власть нечистой силы, а у нечистой силы есть питание от святости этих частиц – поэтому народ Израиля и болеет. И когда мы молимся, мы просим, чтобы эти 288 искр святости очистились – и нечистота отошла от них. И тогда не будет ни болезней, ни смерти.

9-я Браха (Бархэну)

Слово מים «маим» (вода) – в иудаизме – символ жизни и Милосердия Ашема.

В «Барех Алейну» (зимняя браха) слово «маим» (вода) является аббревиатурой в следующих пасуках:

 וּמַלֵּא יָדֵינוּ מִבִּרְכוֹתֶיךָ — «умале ядэну мибирхотеха»  

(наполни наши руки благословениями);                                                   

  וּמֵעֹשֶׁר מַתְּנוֹת יָדֶיךָ — «умэошер матенот ядэха» —

 (и обогати нас дарами Руки Твоей).

Делаем кавану на то, чтобы Шефа (изобилие) стекало с Небес, как вода, – в избытке.

Сгула в дни между Рош Ашана и Йом Кипур – Сгула для Успеха и Парнасы

В Сефер Зехира приводится сгула, которой можно воспользоваться в будние дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром – 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го, 8-го Тишрея (кроме Шаббата) – делать особую вставку в 9-ом благословении молитвы Амида: «Барэх алэйну…» – (Благословляющий годы).
Барэх алэйну, Ад-най Эло-hэйну эт hа-шана hа-зот ве-эт коль минэй твуата ле-това ве-тэн
<ба-каиц> Браха
<ба-хореф> Таль у-матар ли-враха аль пней hа-адама. Ве-сабэйну ми-това. У-варэх шнатэйну ка-шаним hа-товот ли-враха. Ки Э-ль тов у-мэтив Ата у-Меварэх hа-шаним.
Йеhи рацон милфанэха, Ад-най Эло-hай ве-Эло-hэй авотай, ше-титэн ли у-ли-вней бэйти у-ле-холь hа-месувим аль шулхани бе-холь йом ва-йом мезонотэйну у-фарнасатэйну бе-хавод би-зхут Шмеха hа-Гадоль Дикарнуса (דיקרנוסא) hа-мемунэ аль парнаса ве-аль тацрихэну ли-ядэй матнат баса рва-дам, ки им бе-Шмеха ханэну уомэ-оцар матнат хинам тхалкелэйну ве-ташпиэйну. Амэн Сэла.
Барух Ата, Ад-най, Меварэх hа-Шаним.
Благослови для нас, Г-сподь, Бог наш, этот год и все виды урожая его на благо, и дай
(летом, начиная с Песах, говорят): Благословение,
(зимой говорят): Росу и дождь для благословения [нашего],
на землю, и насыть нас щедротами своими; и благослови этот год на благо нам, подобно хорошим годам, ведь ты — добрый Б-г, и творишь добро, и благословляешь годы.
Да будет воля Твоя, Г-сподь Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы давал Ты мне и домочадцам моим, и всем сидящим за стол моим изо дня в день пропитание наше и заработок наш в почёте в заслугу Имени Твоего Великого – Дикарнуса (דיקרנוסא), властвующее над заработком. И снабжай нас не посредством плоти и крови (не посредством людей), но Именем Твоим помилуй нас и из сокровищницы Твоей обеспечивай нас и давай изобилие нам. Амен, Сэла.
Благословен Ты, Г-сподь, Благословляющий годы.

16-я Браха (Шма колену)

Молитва о пропитании, которая произносится по будням перед пасуком: «Ки Ата Шомеа тефилат…».

«Ата hу Ад-най hа-Элоhим. hа-зан умфарнес умхалкэль микарней реэмим ад бэцэй хиним. Веамцэ ли улхоль бенэй вэти мезонотай кодэм шээцтарэх лаэм. Бенахат вело вецаар. Беэтэр вело веисур. Бехавод вело бевизайон. Лехайим улшалом. Мишэфа бераха веацлаха. Мишэфа берэха эльйона. Кедэй шэухаль лаасот рецонэха. Велаасок бе-Торатэха. Улкайэм мицвотэха. Веаль тацрихэни лидэй матенат басар вэ-адам. Викуям би микра шэкатув: «Потэах эт ядэха умасбиа лехоль хай рацон».

Перевод

Г-споди, Ты – Б-г, Который питает, кормит и поддерживает всех – от самых больших до самых маленьких. Удели мне хлеб, что мне положен. И, прежде чем возникнет в этом нужда, снабди меня и всех моих домочадцев пропитанием, (чтобы мы кормились) в удовольствии, а не страданиях, через разрешение, а не запреты, в достоинстве, а не через стыд; живя в мире, изобилии, благословении и успехе, (кормясь) от изобилия высшего благословения. Чтобы я мог исполнять Твою волю, заниматься Твоей Торой и выполнять Твои заповеди. Не заставляй меня нуждаться в помощи людей, но пусть исполнится для меня написанное: «Раскрываешь Свою ладонь и насыщаешь все живое с щедростью».

18 Браха (Модим анахну лах)

Кавана для спасения от Царот (бедствий)

Рабби Хаим Палладжи (зехуто таген алейну) учит, что чтобы спастись от бед, нужно делать кавану в Брахе «Модим анахну лах» на Имени Ашема, которое образовывается из последних букв последних трех слов: «Барух Ата Ад-най, hатов шимха ульха наэлеhодот» – Имя כהת. Это 8-е Имя Ашема из 72-х Имен. Смотрят на буквы Имени и делают кавану на «Ленацель Мицарот» – спасение от бед.

19-я Браха

1. Кавана на то, чтобы еврейский народ закончил исправления «бе-Шалом»

288 упавших в клипот искр святсти попали в Египет.

(Подробно здесь https://silatehilim.com/почему-евреи-болеют/)

Приходит Моше Рабейну и выводит из Египта евреев и вместе с ними и «эрев рав» (смешение народов).

Гематрия «рав» = 202 – и это означает, что Моше Рабейну исправляет 202 искры святости из 288. Остается 86 – это гематрия Имени «Элоким» – то, что евреям осталось исправить.

В последнем благословении Амиды: «המברך את –עמו ישראל» – (hамаварех эт амо Йисраэль бе-Шалом) – первые буквы брахи = 86, то есть суть брахи в том, что 86 искр Святости еврейский народ поднимет бе-Шалом – с миром – «86 бе-Шалом».

2. Тикун Мидот

Дальше идёт Личная молитва, составленная Амораем Рабби Мара бен Равина – ее называют Тикун Мидот и нужно делать кавану в исправлении своих мидот. Гаон ми-Вильно поясняет, что именно нам следует исправлять.

– «Элоhай. Нецор лешони мэра усфатай мидабэр мирма» –
(Мой Б-г! Убереги мой язык от зла и мои уста от лживых речей).

[Здесь кавана на то, чтобы все наши хорошие и высокие слова, такие как, «Барух Ашем», «Безрат Ашем» – были искренними и отражали наши мысли].

– «Велимкалелай нафши тидом» –

(Перед теми, кто проклинает меня, моя душа, не шевелись).

[Кавана на отдаление от гордыни – «гаава». Показатель того, что у человека есть гордыня – это его реакция на обиды и оскорбления – вспоминаем историю Давида а-Мелеха с Шими бен Гера].

– «Венафши кэафар лаколь тиhйэ» –
 (Перед всеми пусть моя душа будет как прах).

[Кавана с просьбой об избавлении от высокомерия, желание чувствовать себя важнее других].

– «Петах либи бе-Торатэха» –

 (Раскрой моё сердце для Своей Торы).

[Кавана на избавление от качества «таава» – страсти к наслаждениям этого мира, в которых нет святости].

– «Веахарэй мицвотэха тирдоф нафши» –
(Чтобы к Твоим заповедям устремилась моя душа).

[Кавана на избавление от погони за суетой].

– «Вехоль акамим веахошевим алай лераа меэра афэр ацатам вакалкэль махашавтам» –
(А всем, кто поднимается против меня, замышляя недоброе, без промедления разрушь им план и расстрой их замысел).

[Кавана на просьбу к Ашему не дать ни людям со злыми замыслами, ни ангелам-обвинителям, созданным нашими проступками, мешать нам в наших мицвот и духовном подъеме].

3. Кавана – удостоиться присутствия Шхины

Для того, кто читает эти псуким бе-кавана – открываются Врата Молитв и молитва принимается Вс-вышним:

«Асэ лемаан Шемах»

 [мы просим управлять этим миром так, чтобы не было осквернения Имени Вс-вышнего].

– «Асэ лемаан Йеминах»

[мы молимся о том, чтобы все открыли для себя безграничное Милосердие Ашема].

– «Асэ лемаан Торатах»

[мы молимся, чтобы ничто не мешало изучению и исполнению Торы].

– «Асэ лемаан Кедушатах»

[чтобы все признали Святость Вс-вышнего, с которой не совместим малейший грех и пренебрежение к Вс-вышнему].

В этих словах мы чувствуем Ашема участником всего происходящего. Он с нами, наша беда – Его беда, а это открывает Врата Молитв.

 4. Сгула вспомнить имя своё в Судный день

Шла а-Кадош (зехуто таген алейну) учит, что каждый еврей должен помнить свое имя, когда предстанет перед Небесным Судом и приводит сгулу, как это сделать.

Каждый день, по завершении Амиды, перед первым стихом «Йиhьйю ле рацон» – нужно сказать стих из Танаха, который начинается с первой буквы имени и заканчивается последней буквой имени – это должно быть имя, которым человека вызывают к Сефер Тора.

По сефардским сидурам, свое имя произносят в Амиде Шабата и Йом Тов после слов: 

– «Асэ лемаан Кедушатах» перед стихом: «Лемаан йехалецун едидэха».

Как произнести имя

Если кого-то зовут Ицхак, то нужно найти стих в Танахе (Торе, Пророках, в Писаниях, Теилим и т.д.), начинающийся на букву «Йуд» и заканчивающийся на букву «Каф»

Например, в Теилим 107:14 – «Йоциэм мехошех вецальмавет, умосротейhем йинатек» – (и вывел их из тьмы и мрака, и цепи расторг) – первая и последняя буква этого пасука образовывают имя Ицхак.

Подробно здесь: https://silatehilim.com/сгула-шла-а-кадош-не-забыть-свое-имя-в-с/

5. Кавана доставить «Нахат Руах» Ашему

«Йиhью лерацон имрэй фи веэгейон либи лефанэха А-донай цури вегоали» –
(Да будут Тебе угодны слова моих уст и помыслы моего сердца, которые перед Тобой, Г-сподь, мой оплот и избавитель).

В «Седер а-йом» сказано, что это особый пасук.

Он начинается на букву י «йуд» и завершается ею.

В нём ровно 10 слов с 10 י «йуд». Всего в нём 42 буквы, как в полном Имени Ве-вышнего, при произнесении которого Первосвященником в Йом Кипур, евреи падали ниц.

В «Седер а-Йом» сказано, что тот, кто говорит этот пасук бе-кавана, его молитва принимаются благосклонно. Произнося эти слова, мы должны стремиться доставить «Нахат Руах» Ашему, ведь это верх службы Вс-вышнему, когда нет никаких желаний, кроме, как доставить Творцу удовольствие. И тогда молитва принимается наверху с любовью.

6. Каванот перед «Осэ Шалом»

Перед «Осэ Шалом» мы делаем 3 шага назад с левой ноги, как будто возвращаемся из возвышенного мира в будничный.

7. Сгула для Шидуха

Мы находим сразу 3 источника о Сгуле для Шидуха в конце молитвы Амида.

1)Раби Менахем-Азарья ми-Пано в своей книге «Асара Маамарот» (Десять Речений) (т.4, гл.17) разъясняет:

«А произносящему песнь эту (121-й псалом) с намерением каждый раз по завершении молитвы (Амида), перед переставлением ног перед «Осэ Шалом», будет уготована подходящая ему пара». 

2) Авторство этой сгулы относят также и к великому Мекубалю – Раби Яакову бен Раби Мордехай Йосеф Лейнер из Ишбиц-Радзин.   

Он написал сгулу для одиноких, чтобы ежедневно в конце молитвы «Амида» перед «Осэ Шалом» произносили 121-й псалом для нахождения Шидуха. Знаково, что его Илула в Ту бе-Ав – день любви в еврейской традиции.

3) Мидраш Раба в начале главы “Вайеце” пишет, что Теилим 121 произнес Яаков Авину, когда покинул Эрец Исраэль и отправился к Лавану.

Первый пасук псалма звучит: «Откуда мне помощь (жена) придёт?» 

И дальше отвечает: «Моя помощь (жена) придёт от Вс-вышнего». 

8. Сгула от страха

Сефардские Мекубалим советуют произносить 121 псалом от всех видов страха каждый раз в молитве «Амида», как в будни, так и в Шабат/праздники, перед последней Брахой: «Элоhай нецор…» – (Б-г, храни). (Сефер «Браха ве-Йешуа»)

Подробно по ссылке: https://silatehilim.com/9622-2/

Сгула сразу после Амиды

По Аризалю молитву «Кеторет» нужно произносить 3 раза в день («Шаар Акаванот» – Друшей тфилат а-шахар):

 1) в первый раз – перед утренней молитвой, вместе с «Порядком жертвоприношений»;

2) во второй раз – сразу после Амиды – перед «Алейну лешабеах»;

3) в третий раз – перед молитвой Минха.

Молитва «Кеторет» по Аризалю заканчивается перед словами:«Веарева ла-Ад-най минхат Йеhуда ве-Йерушалаим кимей олам ухшаним кадмонийот».

9. Каванот а-Рокеах

Писал Рабби Элазар Рокеах: “следует приучать себя сосредотачиваться хотя бы в завершающей части каждого из благословений Амиды (от слов Барух Ата Ашем… и до конца благословения). Во всех указанных частях вместе взятых – 113 слов, как и в молитве Ханы (матери пророка Шмуэля). И также 113 раз встречается в книге Торы слово “сердце”. В этом мы видим намек на необходимость особой сосредоточенности в завершающей части благословений”. (Сидур “Аводат Исраэль”)

(Собрано сайтом silatehilim.com по урокам Рава Даниэля Коэна, по книге «Всем Сердцем своим» – молитва Амида, по «Эвен Шлема» Агра (2:1), по Сидуру изд-ва «Шорошим», по уроку Рабанит Хавы Куперман, по уроку Рава Льва Гдалевича, по уроку Александра Цви Сыпкова) 

 

Было ли это полезно?

Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.

Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Свежие записи

Рубрики

Популярные

Популярны статьи за все время

Горячие статьи

Лучшие статьи за 30 дней

В тренде

Наиболее посещаемые за 24 часа

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications