Зоар на Теилим 34 – Запрет на прозвища
Теилим 34:14
– “Нецор лешонеха мэра, усфатеха мидабер мирма” – (Береги свой язык от зла, свои уста от плохих слов).
Одно из имён еврейского народа – Святость, и поэтому запрещено называть человека словами, унижающими его, запрещено давать прозвища. Велико наказание тому, кто это делает.
Мы учили, что написано: נצור לשונך מרע – “Береги свой язык от зла, свои уста от плохих слов”.
В чём же его зло? В том, что из-за лашон ара спускаются болезни в мир.
Сказал Рабби Йоси: “Судят человека за те проступки, которых он не совершал, наказывая за то, что он позорит товарища, называя его не по имени”.
Сказал Рабби Хия, сказал Рабби Хезкия: “в наказание за то, что человек называет своего товарища грешником, спускают его самого в Геhином и бьют по щекам. Разрешено называть грешниками только тех людей, которые нагло выступают против Торы”.
Один человек проклинал своего товарища. В это время проходил Рабби Йоса. Сказал ему Рабби Йоса: “ты поступил, как грешник”.
Пришлось Рабби Йоса предстать на суде перед Рабби Йеудой. Сказал он в своё оправдание: “я не сказал ему “грешник”. Я сказал “как грешник”, потому что он вёл себя, как грешник”. Рабби Йуда пошёл посоветоваться с Рабби Элазаром о том, что должен решить суд.
Ответил ему Рабби Элазар: Рабби Йоса не виновен. Написано: היה ה’ כאויב – “будет Вс-вышний, как враг”. Если бы было написано “враг” без “как”, то никто бы из евреев не остался в живых.
Также написано: היתה כאלמנה – “была, как вдова”. Как вдова, но не вдова. То есть, как женщина, муж которой уехал за границу, и она ожидает его. И теперь, живя одна без мужа, она подобна вдове.
Сказал Рабби Хия, в продолжение той же беседы: “отсюда следует запрет на занятие скульптурой и живописью. Ведь написано: ועל דמות הכיסא דמות כמראה אדם – “на изображении Престола изображение, как бы образа Адама”.
Написано “как бы образ”, но не “образ Адама”, а это не то же самое. Сказал Рабби Ицхак, что написано: כתפוח בעצי היער וגו’ – “как яблоня среди лесных деревьев”. Сказано “как яблоня”, но не “яблоня”.
Имеется в виду аналогия: подобно тому, как яблоко окрашено в три цвета, так и единение Вс-вышнего является объединением трёх линий: белой, красной и зелёной. Эти три цвета означают Хесед, суды и милосердие.
Сказал Рабби Йеуда: “Если бы я пришёл сюда только, чтобы услышать эти слова, было бы мне достаточно”.
(Зоар, Сулам, Шмот/Мишпатим, пер. Рав Цви Нисанзон)