Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Ицхак бен Меир Делия был сефардским раввином – Ав Бейт-Дин в Марракеше, каббалист и глава Йешивы и общины изгнанников Испании (около 1635 – 1711).
Йорцайт – Ав
Место захоронения – Марракеш
Его учениками были Рабби Шломо Амар, Рабби Авраам Азулай, Рав Мордехай Атия, Рав Якоб ибн Цур.
По словам его ученика, Рава Мордехая Атия, Рабби Ицхак был главой самой важной Йешивы в Марракеше того времени вместе с двумя своими учениками: раввином Шломо Амаром и раввином Авраамом Азулаем.
Первые депортированные из Испании евреи, прибывшие в Марракеш, отличались от местных евреев своей одеждой и обычаями. Когда они попросились молиться в синагоге местных жителей, названной в честь раввина Мордехая Бен-Атара в древнем Малахе Марракеша, местные жители не приняли их на том основании, что их стиль молитвы отличался. После долгих трений между двумя лагерями, депортированные восстали во главе с раввином Ицхаком Делия и построили для себя синагогу.
Синагога «Цалат Эль Азма» («Синагога Разных») расположена внутри большого дворового здания, на втором этаже которого располагались комнаты для изучения Торы детьми. Сегодня в комплексе живет мусульманская семья, которая охраняет это место.
Согласно традиции среди евреев Марракеша, Рабби Ицхак Делия встретился с раввином Йосефом Каро, автором Шулхан Арух, и эта встреча была даже упомянута на Кевер Рабби Делия.
Во время встречи они разошлись во мнениях по нескольким вопросам, в том числе по поводу употребления мяса. Рабби Ицхак отстоял свое мнение и такой обычай сохраняется в этой общине и по сей день.
Другая алаха, которая оспаривалась между ними, касалась постановления Шулхан Арух не произносить Хаци Кадиш после чтения Сефер Торы в Субботу. Сохранившийся до наших дней обычай Рабби Ицхака Делия – произносить Хаци Кадиш.
Пирушим Рамбама
Мудрецы Марракеша передают историю, связанную с Рабби Йосефом Каро в Марокко.
Перед тем, как он переехал в Израиль, он пребывал некоторое время в Марокко.
Рабби Йосеф Бен Наим рассказывает о встрече Рабби Шломо Тамцут и Рабби Йосефа Каро – когда Рабби Шломо был маленький мальчик, приехал к ним в Марракеш Маран Рабби Йосеф Каро и он был равен их Морену Рабейну Ицхаку Делия.
И они вместе с другими раввинами Марокко пирушим Рамбама, и все вместе толковали и обдумывали стих за стихом. И однажды было одно толкование, которое никто не понимал, а Маран заставил их обдумать его.
Маленький Шломо пошел в Бейт Мидраш, открыл книгу с пирушим Рамбама над тем вопросом, который обдумывали раввины и оттого, что ничего не понял, начал плакать, и в это время наполнился Светом Бейт Мидраш и перед ним вдруг появился сам Рамбам и сказал ему: «я Рамбам и смысл этого учения – такой-то и такой-то».
И пошел маленький Шломо к Хахамим, которые еще сидели над этим пирушем, и раскрыл им смысл. И одобрил Маран Йосеф Каро, и сказал, что этот юнец заслуживает стать раввином.
Морену ве-Рабейну Ицхак Делия принял это близко к сердцу, а Маран не почувствовал ничего – не увидел, что тот обиделся.
Когда Рабби Шломо пошел в колель, и высказал свое мнение Марану о том, что обиделся Рабби Ицхак Делия, Маран Йосеф Каро сказал, что пойдет к Морену и попросит у него прощения.
Когда Маран зашел во двор к Рабби Ицхаку Делия, он сначала подошел к колодцу, чтобы помыть руки, и хотел набрать воды из колодца, как вдруг вода сама поднялась к Марану.
Увидев эту святость и величие Марана, Рабби Ицхак Делия поспешил выйти ему навстречу и принять его, и сказал Рабби Ицхак Марану: только что мне явился Рамбам и сказал мне: «почему ты такой грустный, из за толкование мальчика Шломо Тамцут? Так это я явился ему и раскрыл свой пируш».
(С поездки по Киврей Цадиким в Марокко)
Инструменты доступности