5 Швата – Йорцайт/Илула великого Сфат Эмет
Сфат Эмет – Раби Йеуда-Арье-Лейб бар Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (5607—5665 /1847—1905/ гг.) — выдающийся знаток Талмуда и хасидского наставника.
В восьмилетнем возрасте лишился отца и воспитывался в доме своего деда, р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей а- Рим), основателя хасидского «двора» в городке Гур, расположенном южнее Варшавы. Самый известный труд Раби – «Сфат Эмет» по названию которого его и звали.
«Сфат Эмет»
Название “Сфат Эмет”, взятое из стиха: “Сфат Эмет Тикон Лаад” (истинная речь прибывает вечно) (Мишлей 12:19), было выбрано его детьми, которые опубликовали его произведения, потому что это был последний стих, который он прокомментировал перед смертью.
Его сын – Авраам Мордехай Альтер, “Имрей эмет” – сменил его на его посту и создал Гурское течение хасидизма с более, чем 100 хасидов. Но волна Холокоста смела большинство из них. Сам “Имрей Эмет” чудом остался жив и в Израиле в Йерусалиме возродил гурскую общину.
В праздник Суккот – приближает Вс-вышний к себе евреев с помощью тшувы из любви и радости. Как сказано (Мишлей 10:12) все проступки “накрывает” любовь.
И это сукка, которая защищает (как щит) евреев, как сказано (Шир а-ширим 8:7) “воды великие не смогут залить любовь”. И всегда остается любовь в сердцах евреев к Вс-вышнему.
И в дни эти раскроется любовь.
И сказано мудрецами: с помощью тшувы из страха преднамеренные проступки превратятся в непреднамеренные, а с помощью тшувы из любви – превратятся в заслуги.
И написано (Йешаягу 59:2) Проступки разделяют (или отделяют). Слышится отсюда, что преднамеренный проступок разделяет, но не непреднамеренный.
И в результате тшувы (из страха) в непреднамеренном уже нет отделения [от Вс-вышнего]. И можно после этого пробудиться к любви.
И когда пробуждается любовь – она накрывает (простирается над) все проступки. И не останется проступка совсем, и станут как заслуги.
И сказано, что есть точка в каждом еврее, что Вс-вышний защищает (оберегает) ее и про нее сказано щит Авраама (маген Авраам). И это точка любви, что возвышается, как сказано – “воды великие не могут затопить”.
И праздник Суккот – Мишкан (переносной Храм), который дан евреям после греха, когда совершили тшуву.
Написано: “И собрал Моше” (Шмот 35:1) – комментарий Раши: после Йом-Кипура, когда спустился Моше с горы (со вторыми скрижалями). И начал народ приносить как добровольные пожертвования свои драгоценности для строительства Мишкана именно в дни между Йом-кипуром и Суккотом, как написано (Шмот 36:3) “по утрам в эти дни”.
И так как приносили с радостью – стало это днями радости (зман симхатейну) из года в год.
И сказано в мидраше (Шмот Раба) “полюбит их добровольные приношения”, что с помощью приношений на постройку мишкана с радостью – пробудится любовь между евреями и их отцом на небесах. И до этого не могли прийти к единству. И Суккот- праздник единения евреев, намек на это – 4 вида растений (арба миним), которые объединяются в заповеди вместе.
Ханука
Почему Ханукальные светильники зажигаются у входа (двери или окна) в дом?
Вход в дом символизирует открытость каждого еврейского сердца. Говоря с Каином, Вс-вышний предупредил его: “грех лежит [в ожидании] у входа” (Берешит 7:4) – т.е. у входа в сердце.
С помощью света заповедей мы противостоим желаниям нашего злого начала.
(Сфат Эмет, Моадим, пер. Р. Меир Брук)