29 тишрея – Йорцайт/Илула Шимон а-Цадика
Шимон а-Цадик был один из первосвященников (Коэн Гадоль) Второго Храма. Он был “среди выживших Аншей Кнессет а-Гедола” (Люди Великого Собрания”, группы из 120 мудрецов, которые вели Еврейский народ в начале Периода Второго Храма). К тому времени кроме него не было никого, кто знал бы всю Тору в совершенстве. Шимон-праведник занимал пост первосвященника после пророка Эзры.
Шимон а-Цадик происходил из семьи Эзры а-Софера, основавшего Великое собрание, и учился у него. Он был 40 лет первосвященником во Втором Храме.
Талмуд разделяет этот период на три стадии: первая была наиболее достойной, вторая ознаменовалась постепенный духовный спад и третья наиболее вредоносной, и закончилась разрушением Второго Храма.
Шимон а-Цадик был первосвященников, когда Талмай захватил Иудею, разрушил стены Иерусалима, расхитил сокровища Храма и продал 100,000 мужчин и женщин в рабство. Когда он наконец покинул Иудею, Шимон а-Цадик посвятил себя ее восстановлению и перестроил стены Иерусалима.
Чудесные события снова и снова происходили во время тех 40 лет, когда Шимон Ацадик был первосвященником:
– Жребий (гораль) с надписью «Ла а-Шем» всегда появлялся в правой руке Первосвященника во время Йом Кипура;
– Клочок красной шерсти «лашон шель дехурит», который был привязан к голове жертвенного козла – всегда становился белым во время Йом Кипура;
– Западный светильник «нер маарави» – храмовая Менора – всегда горел. Священник использовал его огонь, чтобы зажечь все остальные светильники.
– Костёр на алтаре «эш амаараха» не требовал дополнительных поленьев, чтобы поддерживать сильное пламя;
– Было благословение на первых плодах на Омер, двух хлебах на Шавуот и жертвенных Хлебах и каждый священник был удовлетворен порцией с оливу.
Он учил, что на трёх вещах стоит мир: на Торе, на авода (служение, молитва) и добрых делах. (Пиркей Авот 1:2)
О нем говорили, что он много думал о своих людях.
Его необычайный характер влиял на людей, и потому происходили чудесные явления в Храме.
После его смерти, однако, евреи не были способны поддерживать духовные высоты, которых они достигли во время жизни Шимон а-Цадик.
В результате они спустились вниз по спирали духовного развития, от чего они никогда не оправились.
После смерти Шимон а-Цадик чудеса стали малочисленны и редки.
Было время, когда чудеса происходили, и было – когда нет.
Духовное разложение достигло пика во время последних 40 лет периода Второго Храма. Ни одно из вышеизложенных чудес не произошло во время последних десятилетий эпохи.
Александр Македонский
Кутим (самаритяне) направили делегацию к Александру Македонскому, который только что завоевал Ближний Восток, чтобы тот приказал разрушить еврейский Храм в Иерусалиме, а вместо него согласился провозгласить высшей местной святыней гору Гризим, что рядом со Шхемом, столицей Шомрона (Самарией).
Шимон а-Цадик, узнав об этом, оделся в одежды первосвященника и пошел на встречу к Александру Македонскому в сопровождении великих людей с факелами в руках.
Когда Александр Македонский увидел эту приближающуюся процессию, он спросил кутим: «Кто эти люди?»
Кутим ответил: «Это евреи, которые восстали против тебя». Когда Александр встретил Шимона а-Цадика лицом к лицу, он спустился со своей колесницы и поклонился ему.
Слуги возмутились: «Такой великий царь как ты преклоняется перед этим евреем?»
На что Александр ответил: «Это лицо являлось мне перед каждой битвой, которую я выиграл».
Александр спросил евреев: «Что побудило вас прийти ко мне»?
Они ответили: «Возможно ли, чтобы тот самый Храм, где мымолимся за тебя и твою империю – был разрушен из-за идолопоклонников»?
«Кто эти идолопоклонники»? – спросил император.
Евреи ответили: «Эти кутим, которые стоят перед тобой».
«Я отдаю их в ваши руки, делайте с ними, что хотите», – ответил Александр. Кутим были собраны на горе Грезим, их храм был разрушен. Этот день затем стал праздником.
В тот день Александру Македонскому, в знак благодарности за милость, была показана книга пророка Даниэля, жившего во времена Вавилонского пленения. В книге было написано, что один из греков сокрушит власть персов. Александр Великий принял это пророчество на свой счет и не ошибся. Он действительно одержал победу над персидским царем Дарием, а Иудея с тех пор попала под власть греческих завоевателей.
В этот же год, в знак благодарность греческому правителю, каждый рождённый мальчик был назван именем Александр.
Шимон а-Цадик предсказал год, в который покинет этот мир. Когда его спросили, как он узнал, он ответил: «Каждый Йом Кипур старцы, одетые в белое, заходят со мной в Святая Святых и покидают ее со мной. Сегодня старец в чёрном зашёл со мной, но не вышел со мной».
После праздника Суккот он проболел 7 дней и покинул этот мир.
В тот год Коаним не упоминали Тетраграмматон, когда читали Биркат Коаним. (Йома 39а)
Пусть зхут Шимон а-Цадика хранит наш народ.
(Tzadikim.com)