Шабат недельной главы «Бешалах» называется «Шабат Шира» (Шабат Песни).
Есть красивый минъаг в пятницу перед Шабатом Шира покормить птиц. Это замечательная сгула на Парнасу в этот день – положить «перурей лехем» (крошки хлеба) на подоконнике или балконе, чтобы птицы поклевали и это залог хорошей Парнасы на весь год.
Источник Сгулы
Традиция кормить птиц в Шабат Шира упоминается во многих книгах и имеет несколько объяснений.
Тора упоминает, что перед первым Шабатом после начала выпадения Мана, Моше Рабейну предупредил еврейский народ, что Ман в Шабат не будет выпадать, а выпадет в пятницу в двойном количестве: для пятницы и Шабата. (Шемот 16:25)
Хозе из Люблина приводит Мидраш, рассказывающий, что два известных злодея, Датан и Авирам, рассыпали Ман, выпавший в пятницу, в Шабат, чтобы народ подумал, что Моше сказал неправду, но прилетели птицы и склевали весь этот Ман. В заслугу того, что сделали эти птицы, как акт благодарности, мы их кормим зерном и семечками в этот Шабат Шира, в который и читается недельная глава «Бешалах», повествующая об этих событиях. (Минхагей Йешурун 94).
Есть еще один Мидраш, в соответствии с которым, еврейские дети кормили птиц семечками, которые росли на деревьях у Ям Суф и птицы присоединились к «Шират а-Ям» (Песне на море).
По мнению автора книги «Ор пней Моше», источник этого обычая связан с Первых Храмом. В нем находилась ёмкость, в которой содержался Ман, в память о Мане, выпадавшем в пустыне. Это было сделано для того, чтобы каждый раз, когда евреи видели этот сосуд, в них пробуждалось упование на Вс-вышнего, который кормит и содержит все свои создания. А так как в наше время у нас нет данного сосуда с Маном, мы кормим птиц зернами в этот Шабат, чтобы показать, что подобно тому, как птицы находят свое пропитание без труда, поскольку Творец заботится о них, так же и еврейский народ, который сравнивается с птицами, удостоится материального благосостояния, если будет полагаться на Творца и заниматься Торой и заповедями.
Автор комментария «Маген Авраам» противился этому обычаю, поскольку в Шабат не кормят бесхозных животных, которые могут сами найти себе пропитание. В то же время, многие алахические авторитеты его разрешают.
Рав Овадия Йосеф (зц”л) писал в сборнике респонсов «Хазон Овадия» о законах Шаббата, что поскольку этот обычай распространен и он во имя заповеди, то изначально можно его придерживаться и такого же мнения были многие другие алахические авторитеты.
Чтобы следовать всем мнениям, можно дать возможность маленьким детям кормить птиц вместо взрослых, либо заранее до шабата приготовить корм для птиц, с тем, чтобы они его ели в Шабат.
Во многих хасидских дворах принято устраивать особый тиш, который называется «фруктовый тиш» и во время него едят фрукты, которыми славится Земля Израиля (это не отменяет Седер Ту Би Шват).
(Из Йешивы «Кисе Рахамим» – Юра Плиштиев)