12 способов Амтакат диним (подслащение судов) по Бааль Шем Тову
Ученики Бааль Шем Това (благословенной памяти) собрали и сохранили для нас, что именно можно предпринять в период, когда над общиной или отдельным человеком довлеют суды, в тяжелые времена – времена гзирот и диним.
Ниже приведены цитаты из книг ближайшего ученика Бешта – Рабби Яаков Йосефа из Полонного «Толдот Яаков-Йосеф», внука Бешта – Рабби Эфраима из Сиделково «Дегель Маханэ Эфраим» и других учеников Бешта.
12 способов Амтакат диним
1. Смягчение суда в его корне
Когда человека одолевают всевозможные страхи, относящие к этому миру, пусть приникнет он вместе с ними к их корню – страху перед Вс-вышним.
И еще пусть свяжет страх со Страшным (в Амиде, сказано: Б-г Великий, Сильный, Страшный).
Бааль-Шем Тов пояснил слова Аризаля, что нужно смягчать суд в его корне. Человек должен найти корень суда в милосердии; тогда все обернется милосердием и суд смягчится в своем корне – в найденном в нём милосердии.
Рабби Нахман из Городенки раскрыл это в комментарии на Талмуд (Бава батра, 16а): «когда мудрец по имени Леви объяснил, что намерения Сатана, который обвинил Йова, были ради Небес, Сатан пришел и поцеловал его».
Маhарша объясняет: Вс-вышний похвалил Йова, сравнив его с Авраамом, но Сатан возразил, что намерения Авраама были исключительно ради Небес, а Йов совершал добрые дела ради себя. Сатан, как бы, намеревался восстановить справедливость. Когда Леви истолковал, что намерения Сатана были ради Небес, найдя в них корень милосердия, дурное начало превратилось в доброе (пришло и поцеловало Леви). И все это, потому что йецер ара дается человеку, чтобы выдержать испытание и удостоиться награды.
2. Смягчение Суда благодаря молитве
Бааль-Шем-Тов объяснил от имени своего учителя пророка Ахия а-Шилони, что молящийся смягчает суд в самом корне, соединяя суд, который вершится в нижнем мире Малхут с его источником в высшем мире Бина. А там, в высшем мире, он рассматривается, как совсем другой человек. Ведь, когда человек искренне молится и раскаивается в поступках, наверху он уже рассматривается, как другой человек.
Учил Бешт, что Судебный приговор представляет собой некое сочетание букв. И посланник (человек, который молится за ближнего) может своей молитвой, не заменяя самих букв, расположить их таким образом, что их сочетание изменится к добру.
3. Смягчение суда с помощью Брахот
Рабби Йеуда-Лейб Пистинер учил, что с помощью Брахот смягчается качество строгого суда посредством мягкого суда.
Нужно, чтобы у человека были правильные каванот во время произнесения Брахот.
Имя «Ата» (Ты) – соответсвует качеству «Хесед» (милость), которое должно смягчить «Гвуру» (строгий Суд), соответствующий Имени «Эло-кейну» (Б-г наш). Это происходит при посредстве Имени «Ад-най» (Г-сподь), который соответствует мягкому Суду – лишь таким образом можно смягчить Суд, иначе невозможно.
4. Смягчение Суда через принятие иссурим (испытаний) с любовью
Нужно связывать левую сторону с правой, так, чтобы первая смирялась второй. Йецер ара – происходит от левой стороны и подобно рабу, бунтует против своего Господина. И если человек будет принимать все иссурим с любовью (аhава исходит от правой стороны), то этим всё обернёт в милость.
5. Смягчение Суда через изучение Торы
Если над человеком вершится строгий Суд, то он должен учить Тору с утра в проникновении, вкладывая в это сердце, так, чтобы прильнуть к внутреннему Свету Творца, сокрытого в буквах Торы. Такому человеку нужно вознести изучаемые им законы Торы, в которых заключена павшая (со своего уровня) Малхут. (Толдот Яаков-Йосеф, Кунтрес Аарон)
Сказано в Брахот (5а): «Всякого, кто усердно изучает Тору – беды и страдания покидают». (Тшуот Хен, Берешит)
6. Смягчение Суда через омовение в микве
Омовение в микве смягчает суды до такой степени, что даже само качество суда согласно прийти на помощь человеку. Ведь сказано в Теилим (44:27): «Кума эзрата лану…» – (встань на помощь нам). Слов קומה «кума» (встань) состоит из тех же букв, что и слово מקוה «миква», а гематрия слова לנו «лану» – (нам) – равна гематрии Имени «Элоким» – אלקים, означающего Суд.
7. Смягчение Судов через понимание, для чего существуют Гвурот и Хасидим.
Гвурот (строгие Суды) необходимы в мире для того, чтобы можно было получать Хасадим (милости). Ведь Гвурот, на самом деле, это сосуды для принятия Хасадим. И понимания это, можно смягчить суд в самом корне.
8. Смягчение Судов с помощью веры
Человек должен на самом деле верить, что все происходящее в мире – от Него. Об этом сказано у пророка (Эйха 3:38): «Не из уст ли Вс-вышнего исходят все бедствия и блага»?
Человек должен верить, что за всем происходящим скрывается Милосердие Творца. Благодаря вере, смягчается суд, как было это с Рабби Нахумом Иш Гам Зу, который попал в беду, но говорил все время «Гам Зу ле-това» (и это к добру). Цадик увидел в строгом суде корень милосердия и, как результат, – Ашем сделал для него чудо и все обернулось к добру. (Таанит 21а)
9. Смягчение Судов через Раскаяние
Суд смягчается только в своем корне, а корень суда – Бина. Сфира Бина – это понимание, то есть умение понимать одну мысль на основе другой. А суть смягчения суда в мире Бина это раскаяние. Наказание создано лишь для того, чтобы вернуть к раскаянию. Зоар а-Кадош (1, 22а) говорит, что, когда ангелы возражали против создания человека, утверждая, что в будущем он неоднократно согрешит, – ответил им Ашем: «но Я уже сотворил Раскаяние». (Тшуот хен, Ликутим, Ваякель)
10. Смягчение Судов, через надежду на Г-спода
Сказано в Берешит (49:18): «На помощь Твою надеюсь, Г-споди»! Самое главное, учат мудрецы – это смягчать Суд, связанный с Именем «Элоким» при помощи Имени «Авайе». На это намекает и Теилим (40:2): «Твердо надеялся я на Г-спода и склонился Он ко мне».
11. Смягчение Судов через Книгу Теилим (1)
Рабби Мешулам Зусман приводил стих Теилим (106:2): «Ми йемалель Гвурот Ад-най, яшмия коль Теилато» – (кто возвестит могущество Г-спода? Тот, кто провозгласит всю славу Его). Рабби Мешулам Зусман объяснял, что слово «йемалель» – можно прочитать, как смягчит. То есть: «кто способен смягчить Гвурот Ашема? Тот, кто провозгласит «теилато» – полностью прочтет всю Книгу Теилим.
Слово «теилато» – указывает на Книгу Теилим.
Более того, об этом сказано и у пророка Йешаягу (48:9):
«И ради славы Моей («теилати») обуздываю Себя («эхтам»), чтобы не истребить тебя». То есть произнесение Теилим, пробуждает Милосердие Вс-вышнего, ибо Милосердие называется словами «паним» (лицо) и «хотем»(нос), а слова «эхтам» (обуздаю Себя) и «хотем» (нос) – однокоренные.
12. Смягчение Судов через Книгу Теилим (2)
Конечные буквы стиха Книги Шмот (1:1):
«Ве-эле шмот бней Исраэль а-баим Мицраима» – (и вот имена сынов Израиля, вошедших в Египет) – составляют слово Теилим.
Как известно, книга Шмот соответствует качеству Гвура (строгий суд).
В стихе из Теилим (106:2): «Кто возвестит могущество (Гвурот) Г-спода, провозгласит всю славу Его (теилато)» – содержится намёк, как смягчить суды: в первой части стиха говорится о Гвурот, а во второй – чудесный совет, подсказка, как их смирить – прочесть всю книгу Теилим (собрание Восхвалений Давида), провозгласить «всю Славу Его».
И в книге «Шней лухот а-брит» Шла а-Кадош, также говорится, что чудесный совет для смягчения суда заключается в том, чтобы прочесть целиком всю книгу Тегилим. (Гинзей Иосеф, Шмот)
(Собрано сайтом по книгам «Шивхей Бешт», «Ранний Хасидизм» и другим святым источникам)