Годы жизни – от чего зависит продолжительность жизни
Через псуким Давид а-Мелеха Рабби Ицхак Коэн – ученик великого комментатора Зоар а-Кадош «Маток ми-Дваш» Рабби Даниэля Фриша – раскрывает, что на самом деле влияет на продолжительность жизни человека.
Теилим 2:7
אֲסַפְּרָ֗ה אֶֽ֫ל חֹ֥ק יְֽהוָ֗ה אָמַ֘ר אֵלַ֥י בְּנִ֥י אַ֑תָּה אֲ֝נִ֗י הַיּ֥וֹם יְלִדְתִּֽיךָ
– «Асапера эль хок, Адо-най амар элай, бни ата, ани hайом йелидтиха» –
(Расскажу о решении: Г-сподь сказал мне: сын Мой ты, сегодня Я родил тебя).
Когда душа спускается и рождается человек, Небеса начинают вести счёт пребывания на земле этого человека, но не в годах, как мы думаем, а в «ницоцей кдуша» – (искрах святости).
Отсчет пребывания человеческой души на земле зависит от того, сколько он будет ежедневно поднимать искр святости – то есть выполнять свою прямую задачу, с которой он спущен в этот мир.
Например, если человеку нужно поднять 30 000 «ницоцей кдуша», то математика пребывания его лет жизни на земле такова: эти 30 000 «ницацот» делятся на 365 дней года – получается 82 года жизни.
Поэтому, сколько человек живет – 40 лет, 70 лет или 120 лет – зависит от того, сколько ему Ашем выделил поднять «ницоцей кдуша».
Во времена Адам а-Ришона человек рождался с примерно 300 000 «ницоцей кдуша» и жил по 820.
И, независимо от того, сколько каждый человек должен исправить «ницацот» – 10 000, 40 000 или 50 000 – не важно – каждый день жизни очень важен и дорог, каждый день в разных ситуациях, при разных обстоятельствах исправляется «ницоцей кдуша».
Все «ницоцот» (искры), которые исправил человек, это драгоценные камни (маргалийот) – в них человек оденется в Ган Эдене, они поднимаются с ним, когда человек умирает, а его душа поднимается в верхние миры.
Если человек родился с 30 000 «ницацот кдуша», а исправил всего 10 000, то только исправленные с ним и поднимутся.
Сказано в Торе (Берешит 24:1):
«Ве-Авраам закен ба беямим» – (а Авраам был стар на склоне лет).
Мекубалим раскрывают, что слово «закен» в данном случае говорит о том, что Авраам Авину исправил все «ницоцей кдуша», справился с заданием своей души в высшей степени – в полноте дней «ба беямим».
Рабейну Бахьйе пишет, что про Адама и Хаву, которые съели запретный плод, сказано в святых книгах, что умрут.
Спрашивается, а если бы не поели этот плод, то жили бы вечно?
Есть 2 мнения и оба из Зоар а-Кадош.
В Тикуней Зоар (самех вав) написано, что, если бы Адам а-Ришон не согрешил, он жил бы вечно. И вся смерть в мире от его греха.
Второе мнение, что в любом случае, даже если не согрешил бы, жил бы долго, но дни жизни укоротились бы.
До того, как человек рождается – уже предопределено, когда он должен умереть, как сказано: «Ибо ты прах и в прах вернешься». (Берешит 3:19)
Адам а-Ришон согрешил и должен был умереть в тот же день, но сделал тшуву и Ашем принял его тшуву и подарил ему 1000 лет жизни (70 из них отданы Давиду).
Интересно, что до поколения Ноаха, люди жили по 800, 900 лет.
С поколения Ноаха – жизнь человека укорачивается.
Годы жизни каждого зависят от «Мидот Эльйоним» и «Сфирот Эльйоним».
Машаль
Ор а-Хаим а-Кадош приводит машаль на комментарий Аризаля.
Жил Царь и однажды он решил позвать к себе своих подданных и сказал им:
«вот я вам даю много разных драгоценных камней, и вы должны взять их и отшлифовать, отполировать так, чтобы они заиграли всеми красками. Когда придет время, я позову вас и вы принесете мне эти камни, и я посмотрю на вашу работу, как вы справились».
Одному дал Мелех 300 000 «аваним маргалийот», другому 150 000 и т.д.
И назначил день окончания работы – по дню на каждый камень. И сказал Царь, что, если они справятся с работой, то он им их даже подарит.
Когда подошел срок окончания работы, и подданые явились к Царю с камнями, Царь понял, что они не только не справились с работой – не отшлифовали камни как положено, но даже умудрились их испортить.
Разозлился Царь сначала, но потом решил, что может это тяжело для его поданных шлифовать такое количество камней.
Облегчу-ка им задачу, – подумал он – дам намного меньше камней, если уж испортят, то не так много.
И объясняет Ор а-Хаим мораль этой притчи.
Мелех Малхей а-Млахим, дал драгоценные камни – «нешамот кдушот» (святые души), которые из-за греха Адам а-Ришон упали «бе-клипот кашот» (в нечистые тяжелые оболочки).
Адам а-Ришон присутствует во всех душах, мы все часть какого-то органа Адама а-Ришон.
Первым 10-ти поколениям Ашем дал много камней, которые состоят из «хелкей нешамот» (частей душ).
Несмотря на то, что у первых поколений жизнь была очень длинная, и они получили «нешама гдола» (каждый большую душу), чтобы исправить эти 300 000 камней, они не справились и все испортили.
Ашем решил облегчить задачу, дал нешамот с 30 000 «ницоцей аваним», чтобы могли справиться.
Говорит Ор Ахаим а-Кадош, что и сегодня в свои 70 лет, люди все еще не могут исправить все «ницоцей аваним».
Тогда Ашем решил сделать так: «нешама гдола» поделил на несколько частей, что и породило явление «гильгулим».
Каждая «нешама гдола» делится, например на 10 гильгулим, и каждому дано 30 000 «ницоцей», и гильгулим должны исправить эту «нешаму гдола».
Каждый «ницоц» – это день.
Продолжительность жизни человека по количеству «ницоцей аваним».
Говорят Мекубалим, что сам «ницоц» того дня предупреждает, что именно нужно исправить – это либо молитва, либо хесед, или мицва, или Браха – все, что угодно… Небеса дают подсказки, нужно быть внимательными.
До трех лет ребенок не должен исправлять «ницацот», но есть семьи, в которых уже в 2 года дети читают Теилим.
Самый главный Тикун начинается с возраста Бар мицвы.
Есть «ницоц нешамот» гасим (грубые) и адиним (нежные), например в Шабат – все нежные.
Ашем посылает нисайон (испытания) человеку, чтобы помочь ему исправить «ницоц», и это в основном тем людям, которые пришли в этот мир для одного исправления и оно не легкое, и тогда Ашем дает им возможность исправить.
Каждую ночь поднимается «ницоц» того дня и спрашивает, исправили ли ее, и ждет ответа, если да – то она присоединяется к другим исправленным нешамот, а если нет, то опять спускается, как другая нешама (каждая нешама подобно малъаху) и поэтому есть «рухот раот» (злые духи) в нашем мире и они находятся везде, также возле каждой входной двери стоят два ангела – малъах руах-ра и малъах пураниёт и их останавливает только мезуза (поэтому важно проверять мезузы).
Если человек не смог исправить «ницоц нешама» того дня, то пусть хоть не грешит в тот день, ведь это дает плохим ангелам разрешение войти в дом – отсюда ссоры, скандалы.
Если человек сделал в тот день хесед, то все, чего он коснется – превратится в добро. Но если наоборот, он совершил «хет» (грех), то все превратится в «тума» (нечистоту).
Если человек понял, что в тот день он совершил проступок и не исправил его, пусть сделает тшуву и попросит прощения, и тогда этот «категор» (ангел обвинитель) превратится для него в санигора (защитника).
Человеку дано жить определенное время для исправления – в 53 года, во вторник, в 6 часов вечера, 30 минут и 10 секунд он делает какую-то мицву – цдака, хесед, молитва, шиур Тора, афрашат хала – не важно, именно то, что нужно для исправления этой «ницоц нешама».
Иногда что-то толкает нас куда-то поехать, или полететь в другую страну – это все неспроста. Там находятся «хелкей нешама» (части души), которые принадлежат нам и их надо исправить.
Человек где-то остановился, сорвал яблоко, сказал браху, поел или его угостили чем-то, или была жажда и он остановился выпить воды – сказал браху в том месте.
А в какой-то день опоздал куда-то, пришлось переждать в новом месте, самолет на сутки задержали, пришлось добираться на машине, остановился в гостинице, познакомился с каким-то человеком и т.д. – все это определенные обстоятельства для исправления «нецоцот».
Профессия человека, место работы, синагога – молитвенное место – также не просто ему определены.
Каждая встреча с любым человеком, даже на минутку – поговорил с кем-то и может в эту самую минуту сделал ему «нахат руах».
У «ницоц нешама» есть «гашмиют» (материальность) и «рухониют» (духовность), как и у человека.
В Теилим 107:5 Давид а-Мелех говорит: «Реэвим гам-цемеим нафшам баhем титатаф» – (голодными и жаждущими душами Ты окутаешь себя).
И знай, что в то время, когда ты исправляешь «ницоц» – этот момент твой личный Ашгаха Пратит ми-Шамаим.
Аризаль учит в «Шаар а-Каванот», что несмотря на то, что все наши ежедневные молитвы, такие как Шахарит, Минха, Арвит одинаковые, но произносятся в разное время и с разными каванот, поэтому все они отличаются и выполняют каждая свою работу.
В другой книге Аризаль приводит пример, что в Кторет 11 ингредиентов, но то, что может исправить «haхельбeна» – не может исправить «hалевона». «haхельбeна» с сильным специфическим запахом, «hалевона» с запахом более приятным и оба считаются сильными составляющими Кторет.
Также каждый человек по обстоятельству жизни своей в том месте, где он находится.
Каждый – плохой или хороший человек – что-то исправляет в своей жизни.
Великий Рашаш учит, что за человека никто не может исправить то, что ему должно исправить – ни близкий родственник, ни друг – каждый имеет свое исправление.
Рабби Нахман ми-Бреслав добавляет: «эйн ше-Ашем осэ давар эхад штей паамим» – (Ашем не делает дважды одно дело).
Сказано в Теилим 68:20:
יוֹם יַעֲמָס לָנוּ הָאֵל יְשׁוּעָתֵנוּ סֶלָה
– «Барух Адо-най йом йом яамос лану hа-Эль йешуатэну сэла» – (Благословен Г-сподь, Который каждый день нагружает нас (благами), Б-г – спасение наше, сэла) !
Ашем одевает нас каждый день по разному, ведет по разным местам с особой целью, как учит нас Мусар: «аскель аль hа-дерех неда» – (по дороге узнаем, что и как, и куда).
В книге «Тифэрет Шломо» говорится, что дела каждого человека за весь день записываются в книге «Диврей а-ямим» (деяния дней).
Каждый день сам день поднимается и свидетельствует исправили или не исправили с «ницоцот хилкей нешамот», прямо, как сказано в Теилим:
יום ליום יביע אומר ולילה ולילה יהוה דעת
«Йом ле-йом ябиа омер» – (день за днем будет говорить) – это день жизни «ницоц нешама» – придет и будет говорить. (Теилим в 19:3)
Рабби Шмуэль Узейда – «Бааль Мидраш Шмуэль» – говорит, что нет ничего важнее, чем время – время нельзя вернуть.
Если не справился и не исправил ницоцот дня
Если человек не смог исправить тот день, Ашем Рахман (Милосерден), можно еще успеть сделать Тикун в тот день и спасти тот «ницоц».
1. После Крият Шма а-Мита перед сном говорят Видуй. Пусть перечислит человек все, что не так сделал (накричал на кого-то, поругался с кем-то, пропустил молитву, забыл сказать браху и т.д.) и это будет ему самым легким исправлением его души в этот день.
2. Если человек увидел плохой сон – в тот же день пусть постится, и так он аннулирует плохое и исправит тот «ницоц».
3. Нужно стараться молиться – делать «зман кавуа летфила» – молиться в определенное время каждый день. Если не успел днем – можно ночью леашлим. Потому что Тора – это Корбанот. Бабушка Бен Иш Хая каждый месяц заканчивала шас мишнайот.
4. Теилим 2:7
אֲסַפְּרָ֗ה אֶֽ֫ל חֹ֥ק יְֽהוָ֗ה אָמַ֘ר אֵלַ֥י בְּנִ֥י אַ֑תָּה אֲ֝נִ֗י הַיּ֥וֹם יְלִדְתִּֽיךָ
– «Асапера эль хок, Адо-най амар элай, бни ата, ани hайом йелидтиха» – (Расскажу о решении: Г-сподь сказал мне: сын Мой ты, сегодня Я родил тебя).
Ашем говорит: «проси, у тебя сегодня день рождения и я дам тебе» – и тут надо делать кавану, что это день считается «адин» (нежный) и надо больше молиться.
И когда человек в день рождения много молится, ходит на шиур Тора, афрашат хала, соединяется с Цадиким через их сгулот, то он не только исправляет «ницоц нешама» этого дня, но и собирает все вместе и создает «йецира шлема» (целостное творение) на свое одеяние «либуш» в будущем.
Сгула в помощи для поднятия искр «ницацот»
5) Для помощи в поднятии искр «ницацот» (миссия каждого человека в этом мире) – нужно читать Теилим 150 читать этот псалом с каваной на Имя כה׳׳ת – «Такэ».
כֹּ֣ל הַ֭נְּשָׁמָה תְּהַלֵּ֥ל יָ֗הּ הַֽלְלוּ־יָֽהּ׃
– Коль hанешама теhалель яh, hалелу яh –
(Каждая душа да восхвалит Г-спода. Алелуйа).
(По уроку Рава Ицхака Коэна – ученика «Маток ми-Дваш» Гаона Даниэля Фриша)