Каванот “Ашер Яцар” по Аризалю и сгула от многих болезней
Браха “Ашер Яцар”
БАРУХ АТА АД-НАЙ ЭЛОhЭНУ МЕЛЭХ hАОЛАМ,
АШЭР ЯЦАР ЭТ hААДАМ БЕХОХМА,
УВАРА ВО НЭКАВИМ НЭКАВИМ,
ХАЛУЛИМ ХАЛУЛИМ.
ГАЛУЙ ВЕЯДУА ЛИФНЭ КИСЭ Х’ВОДЭХА
ШЭИМ ЙИСАТЭМ ЭХАД МЕhЭМ
О ИМ ЙИПАТЭАХ ЭХАД МЕhЭМ
Э-ЭФШАР ЛЕhИТКАЕМ АФИЛУ ШАА ЭХАТ.
БАРУХ АТА АД-НАЙ РОФЭ ХОЛЬ БАСАР УМАФЛИ ЛААСОТ.
(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш,
Владыка вселенной, который по мудрости Своей создал человека,
сотворив его тело с необходимыми полостями и отверстиями.
Открыто и известно Тебе, восседающему на славном престоле Своем,
что если закроется одно из отверстий или откроется одна из полостей,
человек не сможет просуществовать ни часа.
Благословен ты, Г-сподь, исцеляющий все живое и творящий чудеса).
Каванот “Ашер Яцар” по Аризалю
Махлокет Мудрецов
По поводу брахи “Ашер Яцар” существует Махлокет (спор) между Раши и Тосафот.
Раши (зц’л) объясняет фразу: “Ашер яцар эт а-Адам бе-Хохма” – (который создал человека с Мудростью) – мудрость в том, что человеческое тело, как воздушный шар, который имеет способность удерживать воздух. В то же время, в нашем теле много отверстий – и это явный парадокс, ведь воздушный шар, который имеет, хоть какое – то отверстие не может содержать внутри воздуха. Но человеческое тело, имеющие множество отверстий: глаза, уши, нос, кишечник, – тем не менее содержит воздух внутри.
В этом и заключается мудрость: “бо некавим, некавим”- что Вс-вышний создал нас со множеством отверстий и, тем не менее, воздух сохраняется внутри тела.
Тосафот же объясняют фразу “эт бе-Адам бе-Хохма”, что Б-г создал человека после того, как он создал все остальные Творения (животных, растительность) – все было создано до Адама (Адам лишь на 6-й день). Мидраш говорит, что, когда Адам Ришон входил в Шабат – Сеуда Шабатняя была уже для него приготовлена, накрыта.
Это и есть “Ашер яцар эт а-Адам бе-Хохма” – ведь, если бы Адам был создан ранее, до 6-го дня – он бы не имел пищи. Мудрость была в том, чтобы сначала создать все потребности человека, а затем создать самого человека, чтобы он мог питаться и пользоваться всем.
Маhарша (рав Шмуэль Элиэзер Эдельс) привел и третье объяснение, где “бе-Хохма” – буквально означает – создал человека с интеллектом (то, что отличает нас от животных), то есть с потенциалом, чтобы понять суть вещей.
– “Увара бо некавим некавим, халулим халулим” – (сотворив его тело с необходимыми отверстиями и внутренними полостями) – разница между “некавим” и “халулим” в том, что под “некавим” – имеются ввиду внешние отверстия: рта, носа, кишечника, ушей. “Халулим” же – это внутренние органы, такие как: сердце, желудок, почки и т.д.
Дальше в брахе ясно сказано, что если одно из отверстий или одна из полостей откроется – то человек не проживет и часа.
Маран приводит в пример ребенка: когда ребенок находится в чреве матери – его рот плотно закрыт (он ничего не глотает, не задыхается), но, как только он выходит из чрева на свет, – его рот открывается и теперь он способен дышать.
Также приводится пример с кишечником, что, если бы у человека отверстие не открывалось в нужное время, это могло привести к большим проблемам со здоровьем и токсины с продуктами дефекации оставались бы в теле. И тот факт, что после того, как отверстия выпустили из себя отходы огранизма – они должны закрыться, иначе это тоже было бы опасно для человека.
– “ Умафли лаасот” – (Б-г создал великое чудо).
Рамо объясняет, что Ашем соединил 2 совершенно противоположные субстанции: душу и тело в одном человеке. Мишна Брура в разделе Каванот раскрывает, что пища является связующим звеном между телом и душой, потому что есть физические свойства пищи и есть духовные свойства пищи. Тело принимает физические свойства в то время, как Нешама поддерживает себя от духовных свойств пищи.
Чудо человеческого тела еще и в том, что тело знает точно, что сохранить и что выводить из организма. Оно точно знает, что считается необходимым для тела, и то, что считается отходами.
Тот, кто регулярно с каваной произносит после туалета браху “Ашер Яцар” – он избавляет себя от многих болезней и недугов, и не имеет проблем в особенности с желудком и кишечником.
(составлено по уроку Рава Даниэля Коэна – “Шаар а-Эмет” и по уроку Александра Цви Сыпкова “Каванот Аризаля”)