Теилим 7 – Моше Рабейну против 5 злых ангелов
Теилим 7:7
ק֘וּמָ֤ה יְהוָ֨ה ׀ בְּאַפֶּ֗ךָ הִ֭נָּשֵׂא בְּעַבְר֣וֹת צוֹרְרָ֑י וְע֥וּרָה אֵ֝לַ֗י מִשְׁפָּ֥ט צִוִּֽיתָ
– «Кума А-дойной беапеха, hинасе беаврот цорерай, веура элай мишпат цивита» –
(Восстань, Г-сподь, в Своем гневе, в ярости поднимись против моих врагов и пробуди ради меня заповеданное Тобою возмездие).
Говорится в Шмот в парашат «Ки Тиса»: «И повернулся Моше, и стал спускаться».
Moшe сошел с горы пятясь, лицом к Б-гу, и так и мы делаем, когда произносим 18 благословений – отходим назад пятясь, как будто зрим Б-га перед собой.
В «Ялкут Шимони» написано: «когда Моше хотел сойти с горы, ему навстречу выступили 5 злых ангелов, которые хотели его уничтожить, он устрашился и припал к престолу Вс-вышнего».
Б-г защитил его и простер над ним Свое облако. Отсюда мы видим, как ужасен этот грех (золотого тельца) – пока евреи не согрешили, Моше мог взойти на небо, никто не чинил ему препятствий, но после греха Израиля убоялся он пяти ангелов.
Их звали Аф, Кецеф, Машбит, Машхит и Хема, и как только Моше вспомнил праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, трое злых ангелов исчезли, остались только двое: Аф (гнев) и Хема (ярость).
Моше сказал Б-гу: «возьми одного ангела на Себя, а с другим я справлюсь сам, ибо написано: – «Восстань, Г-сподь, в Своем гневе, в ярости поднимись против моих врагов и пробуди ради меня заповеданное Тобою возмездие».
– «Кума А-дойной беапеха» – (Восстань, Г-сподь, в Своем гневе (бе-апха – באפך) – стой, Г-споди, у ангела, которого звали Аф. («Ялкут Шимони» на «Ки Тиса»)
Теилим 78:38
וְה֤וּא רַח֨וּם ׀ יְכַפֵּ֥ר עָוֺן֮ וְֽלֹא־יַ֫שְׁחִ֥ית וְ֭הִרְבָּה לְהָשִׁ֣יב אַפּ֑וֹ וְלֹֽא־יָ֝עִיר כָּל־חֲמָתֽוֹ
– «Веhу рахум, йихапер авон вело яшхит…» – (а Он, милосердный, искупит грех и не уничтожит).
В «Пиркей де-Раби Элиэзер» говорится, что в заслугу трех праотцов отступили 3 ангела: Кецеф, Аф и Хема, а остались: Машбит и Машхит.
И тогда Моше призвал Зхут праотцов перед Вс-вышним: «Владыка Мира! Ради клятвы, которую Ты дал им, останови уничтожение Израиля!», как сказано: «которым Ты поклялся Именем Своим». И ангел Машхит («уничтожение») остановился, как сказано: «А Он, милосердный, искупит грех и не уничтожит (яшхит)». (Теилим 78:38) («Пиркей де-Раби Элиэзер» 45 гл.)
Более того, в начале молитвы Арвит на Шабат не говорят предложение:
«Веhу Рахум» – (как в будни), потому что в этом предложении упоминаются имена 3-х ангелов: «Машхит, Аф, Хема», ответственных за наказание грешников в Гееноме, а в Шабат у них нет права наказывать грешников.
(Рабейну Бахья на Итро 20:8)