Теилим 18 или практика перестановки букв Раби Абулафия
Теилим 18:31
– «hа Эль тамим дарко, имрат А-дойной цруфа» – (Б-г – путь Его безупречен (тамим), слово Господа чисто (церуфа).
В начале своей «Каббалы букв» Рабби Авраам Абулафия говорит следующее:
«Возьмите в руку ручку, как копье в руке воина. Когда вы думаете о чем-то, произнесите это в своем сердце определенными буквами, а также выразите это своими устами. Внимательно слушайте и смотрите, что исходит из ваших уст.
Пусть ваши уши услышат, что говорят ваши уста, и поймите сердцем значение всех этих выражений. Немедленно запишите каждое из них. Манипулируйте буквами и ищите другие слова с таким же числовым значением [гематрией], даже если они не следуют моему пути. И, знайте, что это будет вашим ключом, открывающим 50 врат мудрости…».
Рабби Арье Каплан утверждает, что Абулафия находит намек на это в стихах Теилим 18:31, где говорится: «Б-г – путь Его безупречен (тамим), слово Господа чисто (церуфа)».
Церуф – это именно та практика перестановки букв, которую ввел Рабби Авраам Абулафия.
Хохмат hа-церуф – «наука комбинирования букв».
Эта техника включает в себя чувства осязания, слуха и зрения, и она весьма востребована. Основанием для этого Абулафия считает историю Бецалеля в Шмот, которому было дано задание воздвижения Скинии в пустыне после Исхода.
Рабби Авраам Абулафия учил, что Бецалель обладал мистической способностью манипулировать еврейским алфавитом для построения Скинии, умел направлять духовную энергию творения.
Оба этих слова: тамим и церуф часто используются каббалистами для описания процесса приписывания числовой ценности ивритским словам, а затем перестановки их для дальнейшего понимания. Рабби Абулафия сделал шаг вперед, пошел дальше, чем предшествующие ему каббалисты, и ввел речь и письмо в медитативные техники гематрии:
«Знай, что метод церуф можно сравнить со звучанием музыки. Ибо ухо воспринимает звуки в различных сочетаниях, в зависимости от характера мелодии и инструмента. Кроме того, два различных инструмента могут составить комбинацию, и, если звуки соединяются, то ухо слушателя испытывает наслаждение, замечая их различие. Струны, которых касается правая и левая рука, приходят в движение, и звук ласкает слух. И через ухо звук проникает в сердце и из сердца в селезёнку (средоточие чувств), и внимание различным мелодиям доставляет всё новое наслаждение. Это чувство можно вызвать лишь сочетанием звуков, и то же справедливо в отношении комбинирования букв. Оно затрагивает первую струну, которую можно сравнить с первой буквой, и переходит ко второй, третьей, четвёртой и пятой, и различные звуки образуют различные сочетания. И тайны, выражаемые в этих комбинациях, услаждают сердце, которое познаёт таким образом своего Бога и наполняется всё новой радостью».
Так, вместо напевания слова раз за разом, как мантры, человек пишет слово, переставляя и расставляя буквы любым возможным способом. На более высоком уровне, Рабби Абулафия учил, что, произнося буквы Б-жественных Имен, и сопровождая это особыми движениями головой и определенными дыхательными упражнениями, можно достичь пророческих видений.
(Сайт «Цадиким»)