Еврейская психосоматика – желчь или гормоны
Связь между «мар» – (горечью) и болезнью очевидна, потому что орган, который мудрецы называют главным местом сосредоточения большинства болезней, на иврите название «кис а-мара» (желчный пузырь) от слова «горечь».
Талмуд утверждает, что 83 болезни, которыми страдает человеческий род, ведь гематрия слова «махала» – (болезнь) = 83 – связаны с желчью.
Жидкость желчного пузыря называлась в старинных книгах «зеленой желчью».
В Кабале эта жидкость связывается, с естественным стремлением гнаться за физическими наслаждениями.
«Зеленая желчь», страсть к физическим наслаждениям, ассоциируется также с «маим тахтоним» – (нижними водами), упомянутыми Торой в описании процесса Творения в отличие от «верхних вод», которые олицетворяют наслаждения духовные и Б-жественные.
Когда два этих «вида вод» разделены и отдаляются один от другого, то нижние воды становятся горькими – и тогда возникает болезнь.
Согласно представлению мудрецов прошлого, организм состоит из четырех видов «марот» – (желчей):
«белая желчь», связанная с легкими;
«красная желчь», связанная с печенью;
«зеленая желчь», связанная с желчным пузырем;
«черная желчь», связанная с селезенкой.
Согласно современным представлениям о видах «желчи», о которых говорят мудрецы – это гормоны.
Их количественное и качественное соотношение в организме и функционирование связано с иммунитетом тела от различных болезней. Каждый вид болезни связан с какой-либо определенной желчью, и сбалансированная желчь отталкивает болезни и создает в теле иммунитет от них.
Поэтому, в системе сфирот желчи связывают сфиру Нецах (гормональную систему) со сфирой hод (иммунной системой).
Главное влияние, которое желчи оказывают на природу человека относится к его душевному самочувствию.
Белая желчь пробуждает в человеке развязное и насмешливое настроение.
Красная желчь вызывает в человеке гнев и раздражение.
Зеленая желчь пробуждает в человеке страсти и толкает к погоне за наслаждениями.
Черная желчь вводит человека в депрессивное состояние грусти и печали.
В названиях разных видов желчи (белая, красная, зеленая, черная) можно найти еще один намек.
Сумма всех их числовых значений: «лаван»,«адом», «ярок», «шахор» равняется числовому значению выражения: «И увидел Б-г свет, что он хорош». (Берешит, 1, 4)
Интересно, что гематрия слова «хошех» (тьма) равна числовому значению выражения «махала мара» (горькая болезнь), в таинстве 83 болезней, связанных с желчью «мора», как объясняется в Талмуде.
Единственный случай в Торе, где описывается процесс гармонизации – амтака – это превращения в пустыне горькой, непригодной к питью воды, в пресную (сладкую) и он непосредственно относится к излечению болезней, связанных с желчным пузырем и желчью в нем.
Рассказывается, что когда народ Израиля пришел в место, называемое Мара (горечь), они столкулись с горькими водами, и Моше, по велению Вс-вышнего, кинул в воду ветку определенного дерева – «и стала вода пресною». Превращение горькой, негодной воды в пресную, пригодную для питья, описывается в Танахе, как ее исцеление.
Ведь сразу же, в следующем предложении, Вс-вышний обещает здоровье и исцеление: «Я не нашлю на тебя никакие недуги из тех, что насылал на Египет, ибо Я – Авайе, целитель твой».
Поэтому, согласно Кабале и хасидизму, болезнь и ее излечение зависят от исправления или перенаправления «вектора» наслаждения от горечи (фальшивой сладости материальных удовольствий) в сладость истинную – наслаждение в святости.
(По книге Рава Ицхака Гинзбург «Тело, разум, душа»)