Сгулот с Цдакой
Источники о том, как давать Цдаку – в Торе
– «Открой бедняку руку свою» (Двраим 15:8);
– «Чтоб жил брат твой с тобой» (Ваикра 25:36);
– «Ибо я избрал Авраама для того, чтобы заповедовал сыновьям своим давать цдаку (добро и правосудие)» (Берешит 18:19);
– «Цдака и правосудие более угодны Б-гу, чем жертвоприношения» (Мишлей 21:3);
– «Цион искупится правосудием, а возвращающиеся в него – цдакой» (Йшайяу 1:27);
– «Если не откроешь дверь бедняку (ради мицвы) – откроешь ее врачу» (Хазаль);
Награда за Цдаку
– «Раздели с голодным хлеб твой, и… тогда воззовешь – Г-сподь ответит».
«Грех не стирает эту заслугу, как стирает заслуги других заповедей. И она дает жизнь».
(Хида, «Биркей Йосеф, законы Цдаки 247)
«Заповедь Цдаки озаряет человека всю неделю, а остальные заповеди – не более 1 дня».
(Хида, «Биркей Йосеф» законы Цдаки)
Колесо цдаки
«Каждый человек должен постоянно молиться о милости, чтобы не прийти к бедности, ведь если он сам не может обеднеть, то могут его сыновья, а если не сыновья, то внуки – как сказано:
«Ки биглаль hадавар hазэ йеварехеха Ад-най Элоhеха» – (ибо за это благословит тебя Б-г Всесильный твой), где фраза: «Ки биглаль hадавар hазэ» – это колесо которое вращается в мире. (Трактат Шабат, 151)
На иврите слова «биглаль» (за это) и «галгаль» (колесо) – имеют один корень.
Следовательно нужно давать цдаки больше, чтобы не обеднели дети.
(Раби Элаза Акапар – один из авторов Мишны);
Как давать и когда
– Давать в соответствии с нуждами, в таком объеме, чтобы не обнищал;
– Снабжают цдакой и бедняков народа мира, для поддержания мира;
– Человек, заработавший деньги или получивший в подарок должен отдать 10% от них (наилучший способ выполнения заповеди – 20%);
«Асер таасер» – (отделяй десятину) от всех плодов посева твоего. (Дварим 14:22)
Мудрецы объяснили в Талмуде: «Асер таасер бишвиль шетитъашер» – отделяй десятину, чтобы разбогател. (Шабат 119)
Цдака, которую дает богач бедняку – не от себя он дает, ибо он дает средства, оставленные ему Создателем под залог, поэтому слово «Цдака» происходит от слова «Цедек» (справедливость).
Испытание Б-га
Учат Хазаль, что нельзя испытывать Б-га кроме, как в этой мицве:
«Принесите все ваши десятины в хранилище – и будет пища в Храме Моем и испытайте Меня этим… – не распахну ли Я вам окна небесные и не выплесну ли Я вам благословение сверх всякой меры?»
И что значит «сверх всякой меры»?
Сказал Рами бар Хама: «Это когда губы устанут говорить слово «хватит». (Таанит, 9)
Приоритеты в Цдаке:
Учащимся Йешив, беднякам города, мицва гостеприимства, посещение больных, ахнасат кала, выкуп пленных…
– Нуждающимся родителям;
– Детям от 6 лет и старше (образование);
– Нуждающимся братьям и сестрам;
– Остальным нуждающимся родственникам;
– Нуждающимся соседям;
– Нуждающимся жителям города;
– Нуждающимся жителям Земли Израиля;
Как давать?
– Давать Цдаку щедро и во Имя Небес, как сказано: «Весь Тук (лучшие части жертвенного животного) – Г-споду». (Ваикра 3:16)
– Давать правой рукой. (Шулхан Арух, Орах Хаим 206)
– Давать приветливо: «И не будет досадно тебе, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Б-г Всесильный твой». (Дварим 15:10
– Не отпускать бедняка с пустыми руками.
– Женщина тоже должна давать цдаку, но не берут у замужней большое подаяние без ведома ее мужа. (Шулхан Арух, Йоре деа 248)
– Поддержать того, кто начал разоряться.
– Не гордиться сделанным пожертвованием.
– Давать Мудрецу в соответствии с его почетом: «Тот, кто помогает мудрецу – удостаивается сидеть в Небесной Йешиве». (Псахим 53)
Когда давать Цдаку:
– Перед молитвой.
– Аризаль (зц’’л) давал цдаку стоя перед словами: «Вайварех Давид эт…» – в Песукей де Зимра в Шахарит и в Минху: 2 монеты сразу и потом еще одну.
https://silatehilim.com/врата-слез-25-слезы-эсава-и-3-монеты-в-шах/
(Бен Иш Хай Ваякэль 6);
– Перед чтением Теилим.
– В Маарив не дают цдаку, ибо это время судов и не подходит для благотворительности. (Биркей Йосеф от имени гурей а-Ари, Орах Хаим 235) (но когда видят бедняков – дают);
– Перед поездкой: «Цдака перед Ним пойдет и направит Он ее по пути стоп Своих». (Теилим 85:14)
Можно сказать: «Когда я доберусь до такого-то места, я (бли недер) передам такую-то сумму в цдаку Ле Илуй Нишмат Раби Меир Бааль hа-Нес».
(Каф hа-Хаим 110, Элия Раба 110)
Дать человеку, собирающемуся в дорогу монету, чтобы он передал ее беднякам того места, куда он едет – тогда он будет посланником заповеди и будет сбережен.
– Перед зажиганием Шабатних и праздничных свечей.
Цдака в праздники
– В каждый Рош Ходеш;
– Перед Песахом – “Кимха деписха” (пшеницу для мацы) – в наши дни заменяют на цдаку;
– Перед Лаг ба Омер – дают цдаку – эквивалентную 18, равную дню Илула Рашби (18 Ияра) и слову «хай»;
– В Эрев Шавуот (по Раби Хаиму Паладжи) – отдают цдаку для Йешив в сумме, равной 104 (сначала 91, затем добавить 13) – сгула на рождение сыновей (104 – это удвоенное 52);
– С Рош hа-Шана до Йом Кипур;
Сказано в Нехемья (8:10): «Ешьте жирное (сытное) и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовленно» (дают больше, чем обычно);
– В 10 дней раскаяния, включая Канун Йом Кипур;
– Перед Суккот – обычай, основанный на Кабале («Матэ Эфраим» 725);
– В Ошана Раба – идея – смягчение суровых приговоров (дают больше обычного); После чтения псалмов в Ошана Раба.
Первое слово в первом псалме – «ашрей» (счастливы), что намекает на Сфиру Кетер – корону, непосредственно связанную с Давидом hа-Мелехом (Царем). В 7-й, последний день, в Сукку приходит Ушпизин – Давид hа-Мелех, поэтому все это связанно с идей искупления и освобождения;
– Перед Ханукой – “дмей Ханука” (ханукальные деньги) – эта цдака способствует исправлению души, дающего цдаку, особенно если он дает изучающим Тору;
Цдака Ле Илуй Нишмат
Ле Илуй Нишмат – помогает душам ушедших: «Прости народу Твоему Израилю, который искупил Ты» – «прости народу Твоему Израилю» – это о живых, «который искупил Ты» – это об ушедших в лучший мир. (Дварим 21:8; Каф аХаим 282)
– Дают цдаку весь год траура, и в годовщину;
Когда произошло Чудо
– Ле Хвод Раби Меир Бааль hа-Нес (и зажечь свечу цадика);
– Перед тем, как идти к врачу, чтобы привлечь Браху Вс-вышнего; (Торат Менахем 5747)
– По понедельникам и четвергам – в дни выноса Торы – когда здесь на земле (соответственно, и там в Высших мирах) происходят заседания Судов Торы, то обязательно в Высшем Суде будет принято решение добавить успеха в жизни дающего. (Торат Менахем 7)
– В дни «Бейн hа-Мецарим» (между теснин) – полутраурные дни от 17 Тамуза до 9 Ава – увеличивают цдаку, так как Храм был празрушен из-за Синат Хинам (беспричинная ненависть), исправление через Аават Хинам (беспричинная любовь). И несколько раз в течение самого поста – 9 Ава;
– В месяц Элул – идея Цдаки в Элул – зашифрована в самой аббревиатуре месяца Элул: «Иш Лерееу уматанот леэвьоним» – (человек – ближнему своему и подарки бедным). Это стих из «Мегилат Эстер». Отсюда учим, что цдака в этом месяце должна быть ценная, как подарок, весомая.
– В дни постов
– 1 Адара – 1 Адара провозглашали о шекелях, поэтому это благоприятный день для благотворительности, которая является основной идеей храмового сбора по пол шекеля; (Беседа Ребе в Рош Ходеш Адар)
– Беременным женщинам – добавить перед зажиганием Шабатних свечей в копилку Раби Меир Бааль hа-Нес по 18 монет;
Муж также должен отделять небольшую сумму ежедневно до родов. (Игрот Кодеш 6)
– В день рождения – добавляют к обычным пожертвованиям перед молитвами;
– В день свадьбы. Цдака – это «чаша спасения» – поэтому хорошо в день радости дать цдаку утром перед свадьбой и перед Хупой – для успеха будущей совместной жизни;
(По книге «Милосердие» Рава Мишаэля А. и другим святым книгам)