Число 36 и Ор hа-Гануз (скрытый Свет) в Хануку
5 слов из вечернего Кидуша: «Вайхулу ашамаим веаарец вехоль цеваам» – соответствуют 5 книгам Торы, послужившим планом Творения, как сказано в Зоар а-Кадош: «Он смотрел в Тору и создавал миры». (Бааль hа-Рокеах)
5 слов этого стиха также соответствуют слову «ор» (свет), упомянутому 5 раз в первых стихах Торы.
Числовое значение слова «ор» равно 207. Умноженное на 5 равно 1035.
На иврите слово «элеф» (тысяча) состоит из тех же букв, что и слово «алеф» (один).
Аризаль, благословенной памяти, указывает, что если в числе 1035 «элеф» (1000) заменить на «алеф» (1) – то получится 36.
Это число намекает на 36 часов, в течение которых первозданный свет Творения освещал Адама: от его сотворения в 6-й день утром – до завершения Шабата. Этот Свет был скрыт до конца дней и поэтому он называется «Ор hа-Гануз» – (скрытый Свет). (Кеилат Яаков)
Именно про этот Свет поется в Песне «Аткину Сеудат» Аризаля, составленной для дневной трапезы Шабата.
В словах: «неора йишрей ба» (cвет остается здесь) – «неора» – это намек на Ор hа-Гануз.
Ор hа-Гануз
Мудрецы объясняют, что изначальный Божественный Свет, называемый «Ор hа-Гануз» (скрытый свет) светил только 36 часов.
В Берешит Раба говорится, что этот Свет сиял в течение всех 24 часов первого Шаббата, а также 12 часов, предшествующих этому Шаббату, с момента создания Адам и Хавы в шестой день.
Свет исчез по окончании Шаббата, что является одной из причин, почему мы совершаем Авдалу в конце Шаббата, символизируя нашу надежду на восстановление этого Света.
По другому мнению, Свет сиял в течение первых трех дней Творения, прежде чем эти Светила были созданы в четвертый день.
Поскольку каждый день имел 12 часов света и 12 часов темноты, это означает, что каждый из трех дней имел 12 часов этого Б-жественного Света, всего до 36 часов.
Первоначально Б-жественный Свет сиял в течение первых трех дней – 36 часов, а затем был скрыт физическими Светилами.
В шестой день, когда Б-г сотворил Адама и Хаву, Он доверил им этот Свет и они владели им в течение 36 часов до завершения первой Субботы.
Когда Адам и Хава согрешили, Свет был возвращен на Небеса, хранясь под Б-жьим престолом
Айека
Вс-вышний спросил Адама: איכה «айека» – где ты?
Гематрия слова איכה по гематрии равно 36. Когда Б-г позвал Адама и сказал «айека», он имел в виду не «где ты», а «где Свет».
Хотя Ор hа-Гануз пока скрыт, он проявляет себя в этом мире через следующие каналы.
А именно: ровно 36 писаний в Танахе – 21 в Невиим, 13 в Ктувим, сама Тора.
Хотя их группируют в 24 книги Танаха – действительно их 36.
Это говорит о том, что весь Ор hа-Гануз содержится в Священном Писании.
Интересно, что когда Вс-вышний в «Акедат Ицхак» зовет Авраама, тот отвечает «hинени» – здесь я, как бы исправляя поступок Адама, который прятался и не хотел отвечать на вопрос «айека».
Бней Иссахар (Раби Цви Элимелех из Динова) указывает, что в Талмуде 36 трактатов.
Изучение Торы – письменной (Танах) или устной (Талмуд) – понемногу восстанавливает этот божественный свет.
Это также соответствует 36 Совершенным скрытым Цадиким. Мудрецы утверждают, что в каждом поколении живет ровно 36 нистарим и что мир продолжает существовать в их заслугу. (Сангедрин 97b)
В еврейском календаре есть месяц, в котором содержится Ор hа-Гануз.
Это месяц Кислев, который, как указывает Бней Иссахар, является сокращением «кис» (כס) (скрытый) и «лев» (לו), что равно 36 – то есть, скрытый свет.
На Хануку мы зажигаем одну свечу в первый день, две – во второй и так далее. Общее количество свечей, зажженных за восемь дней, равняется 36. Огни Хануки символизируют этот особый святой свет Творения.
Ор а-Гануз в Хануку
Сказал как-то Рабби Исраэль из Ружина:
«Ангелы стоят над ними» (мимааль ло). Числовое значение «ло» (над ним) равно 36. Над 36-ю свечами Ханукии стоят ангелы, которые напрямую поднимают каждую произносимую у свечей молитву к Небесам. 36 – это также намек на 36 часов, в которые светил скрытый свет (Ор а-Гануз) во время сотворения мира и именно в Хануку его можно привлечь.
Тора начинается словами: «Бэрешит бара»… – (и сказал Господь – Да будет Свет).
И это первое в Торе употребление слова «Ор».
По Каббале, употребление слова Свет является и первым же проявлением Света Творца во всей его полноте. После чего «весь» свет был скрыт (и обратился в «Ор а-гануз» – «свет скрытый», точнее, «помещенный на хранение», оставив нам его «вкус». А проявленный Свет далее еще был преобразован в разные ипостаси – небо и землю, море и все живое в нем, в то, чем «произрастает земля», и все, чем кишит).
Употребленное впервые слово Свет – «Ор» – по счету 25-е слово в Торе. Не случайно 25 Кислева 1-й день Хануки. 25-е место стоянки сынов Израиля – Хасмана (намёк на Хашмонеев).
У нас нет представлений о величии Ханукальных свечей.
Во Времена Храма в Меноре помещался Высший источник Света – поэтому в Храме окна внутри были уже, чем снаружи – чтобы Менора освещала весь мир.
Еврей, зажигающий Ханукию, как Коэн, зажигающий Менору в Храме. В Хануку – свечами наших Ханукий – светит Ор а-гануз – великий скрытый свет, который также сокрыт в Торе.
«Бней Иссахар» говорит, что одна из самых Святых Книг – Зоар а-Кадош – избегает говорить о Хануке, упоминает всего дважды и то, вскользь – в «Зоар Хадаш» (248) и в «Тикуней Зоар» (29).
Рабби Цви Элимелех из Динова (Бней Иссахар) через труды гигантов Торы – Рабби Элиэзера а-Рокеах, Маараля из Праги и Рабби Пинхаса из Корица раскрывает, что в Хануку через свет Ханукальных Свечей к нам приходит Ор hа-Гануз – свет, который был создан при Сотворении мира в Первый день, и с помощью которого можно было видеть «весь мир, от конца в конец».
Затем Вс-вышний скрыл этот свет, чтобы он не достался злодеям, но в будущем он будет открыт праведникам в награду за их праведность. Где находится этот свет сегодня?
От Баал Шем Това нам известно, что в Торе, и сегодня Цадик может удостоиться его через изучение святых книг. Рабби Пинхас из Корицы говорит, что именно по этой причине в Вавилонском Талмуде ровно 36 Трактатов, по числу часов, в течение которых этот свет существовал до своего сокрытия.
«Бней Иссахар» приводит тот самый отрывок из Зоара, где вскользь упоминается слово «Ханука». Там говорится, что наказание злодеев в Геиноме длится год: половина этого срока в огне, а половина – в холоде. Но те, кто имеют заслуги исполнения ряда заповедей, защищены от этого наказания. Что это за заповеди? Зоар называет несколько пар мицвот, которые спасают от Геинома. Одна такая пара – это Мезуза и Ханукальные Свечи. Закон устанавливает, что Ханукию следует располагать напротив Мезузы – так, чтобы Мезуза была справа от входящего, а Ханукальные Свечи – слева. В заслугу этих две мицвот можно спастись от Геинома.
(составлено по Мидраш «Берешит Раба»; по Раби Цадок hа-Коэн «При hа-Цадик»; Ялкут Шимони; Бней Иссахар)