Теилим 150 и Брахот на Запахи
Теилим 150:6
«Коль а-нешама теалель Йя, алеллуя» – (всякая душа да восхвалит Г-спода).
Сказано в трактате «Брахот» (43) об этом пасуке: «что это за вещь, которой наслаждается [не тело, но] душа (нешама) [и за которую восхваляет она Г-спода]? – это запах».
Интересно, что во время греха первого человека 4 вида чувств из 5 приняли участие в грехе:
слух – Хава услышала слова змея,
зрение – увидела плод,
осязание – потрогала его,
вкус – вкусила его.
Единственное чувство, которое не приняло участие в грехе первого человека – обоняние (запах).
Поэтому запах – самое святое чувство – оно будет инструментом Машиаха – всех будет судить через запах.
Душа (нешама) получает наслаждение от аромата в этом мире, потому что аромат будет ее пищей в нижнем Ган-Эдене.
А после вознесения на еще более высокий уровень – в высший Ган-Эден – душа (нешама) получает «питание» зрением, созерцанием сияния Шхины.
Откуда мы знаем, что нужно благословлять на запахи – из Теилим 150 (6):
«Всякая душа (нешама) да восхвалит Г-спода»;
И мудрецы учат, что, хотя тело получает удовольствие от запаха, душа наслаждается намного больше. Телесное наслаждение улетучивается немедленно, как только исчезает запах, наслаждение же, получаемое душой, постоянно, и сила его не уменьшается – поэтому на запах не произносят завершающего благословения. И не говорят ше-hехияну (давший нам дожить…).
Запрещено наслаждаться ароматом, если не произнесли благословение.
Благовония следует взять в правую руку, сказать браху – затем вдохнуть аромат.
Сгулот
Если человек (здоровый) не ощущает запахи – это не хороший знак – проблема в душе, душа закрыта.
Как исправить?
Когда вдыхаем запах – происходит «митук а-диним» (подслащение судов), потому что все суды по кабале находятся в Даат и когда идёт суд – Дин (суд) спускается в нос.
Мудрецы выводят это из Торы, когда Ашем (якобы) злится – про него Тора говорит: «харон аф» (буквально «укоротился нос») – потому что все диним находятся в носу. В Торе нет слова «злость».
Когда человек вдыхает запахи – человек поднимает все суды (гвурот) из носа к их корню, источнику (Даат) в мозг – и там происходит «митук а-Диним бе-шорша», облегчаются суды в самом корне.
- Аризаль учит, что, если человек хочет перевернуть суды в добро – нужно сказать браху на запах и 3 раза вдохнуть аромат глубоко – кенегед 3-м уровням души: нефеш, руах, нешама – облегчаются суды на 3-х уровнях.
- Более того, Аризаль учит, что, если есть большие проблемы – нужно во время вдыхания аромата произносить фразу: «Реах нихоах ишэ ле-Адо-най» – (благоухание приятное Б-гу) (Шмот 29:18) – и этим можно облегчить суды на уровне 4-х миров:
«Рэах» – нефеш – мир Асия,
«Нихоах» – руах – мир Йецира,
«Ишэ» – нешама – мир Брия,
«Ле-Адо-най» – хайя – мир Ацилут.
Учит Бен Иш Хай, что, если перед человеком стоят еда, питье, благовония – то сначала нужно сказать браху на еду и питье. Но если в дом пришли гости и им подали благовония – то не должны они ждать еды и нужно сказать браху на благовония.
- На благовония древесного происхождения – твердый стебель и произрастает из года в год, а листья произрастают не из корней, а от ствола или веток, например розовый куст, почки цитрусовых, миртовое дерево, – то нужно благословлять:
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну мелех hа-Олам, боре эцей бесамим» (творящий благоухающие деревья).
- Если стебель твердый или мягкий, но не сохраняется на следующий год – то это трава (например рейхан, адас, мята) и благословлять нужно:
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну мелех hа-Олам, боре эсвей бесамим» (творящий благоухающие травы).
- Если человек сомневается к какому виду относится то или иное растение, и если это имбирь, или муск (мировое масло) – то надо благословлять:
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну мелех hа-Олам, боре миней бесамим» – (творящий различные виды благовоний).
- Если человек берет в руки съедобный ароматный плод, чтобы насладиться его запахом (яблоко, этрог, грушу) – он должен сказать браху:
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну мелех hа-Олам, анотен реах тов баперот» – (наделяющий плоды ароматом).
Учат Мекубалим, что запах яблок хорош для глаз, и тому, кто страдает болезнью глаз – хорошо сделать Браху на аромат яблока – когда мы нюхаем что-то приятное – есть благословение на действие.
- Для хурмы (дерево афарсемон), которую в Израиле выращивают для масла – установили особое благословение:
– «Барух Ата Адо-най, Элоhэйну мелех hа-Олам, боре шемен арев» – (творящий масло приятное).
P.S. Красивый минъаг можно наблюдать в израильских Йешивах в Шабат и в праздники: на всех столах красивые наборы с благовониями: веточки, мяты, адаса, базилика, лимон, с надрезанной кожурой – все стараются сказать браху и вдохнуть аромат.