Теилим 136 и гематрия имени Рут
Сказано в Теилим 136-17:
– «Лэ-макэ млахим гдолим ки лэ-олам хасдо» – (Поразившего царей великих, ибо навеки милость Его).
Числовое значение этого стиха, в котором Давид восхваляет Всевышнего равно гематрии имени Рут – 606.
Гематрия имени Рут намекает ещё на следующее. 606 – это шесть сотен и шесть единиц. Число 6 обозначается буквой «вав» – ו. Основным же свойством Рут была прямота: с того момента, как она решила принять еврейство, ничто не могло её остановить. Она сказала Наоми (Рут 1; 16-17): «…куда ты пойдёшь — пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я».
Корень слова Рут – рейш, вав, тав – «насыщение». Мудрецы в трактате Брахот (7 б) говорят, что Рут получила такое имя потому, что «удостоилась она и произошёл от неё царь Давид, который «насытил» Святого, благословен Он, песнопениями и восхвалениями».
Мудрецы имеют здесь в виду следующее: Царь Соломон в Песне Песней уподобляет Вс-вышнего возлюбленному, а народ Израиля – возлюбленной. И как любящий жаждет, чтобы и возлюбленная любила его со всей силой, так и Вс-вышний ожидает «взаимности» от евреев.
Великая любовь выражается, прежде всего, в песнопениях и восхвалениях, и когда кто-то из сынов Израиля посвящает Вс-вышнему песнь и хвалу, это можно уподобить «насыщению», удовлетворению жажды Создателя, «оправданию» Его ожидания любви от нас. Это имеют в виду мудрецы, говоря, что Давид «насытил» Святого, благословен Он, песнопениями и хвалой.
Ещё раз число 6 упоминается в истории Рут, когда Боаз дал ей 6 колосьев ячменя, чтобы она отнесла их домой.
Спрашивает Талмуд (Сангедрин 93 а): «Неужели обычай Боаза был давать в подарок 6 мер ячменя?».
Разве человек, настолько праведный и богатый, как Боаз, может дать бедной женщине так мало? Отвечает Талмуд, что Боаз хотел таким образом «намекнуть» Рут, что у неё будет 6 праведных потомков, каждый из которых получит 6 благословений. И это: Давид, Машиах, Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья.
(Рав Реувен Куклин)