Каванот Аризаля в Корбанот – как искупить 3 основных греха
Сказал Рабби Йоханан бен Торта: «за что был разрушен Первый храм?
За три преступления (из-за трех грехов):
עֲבוֹדָה זָרָה – «авода зара» – идолопоклонство, поклонение чужим богам;
גִּלּוּי עֲרָיוֹת – «гилуй арайот» – прелюбодеяние;
שפִיכוּת דָמִים – «шфихут дамим» – кровопролитие, пролитие невинной крови.
Второй Храм, за что подвергся разрушению?
Люди слишком אוֹהֲבִין אֶת הַמָּמוֹן (оhавин эт hа-мамон) – любили деньги, капитал (корыстолюбие), и שׂוֹנְאִין אִיש אֶת רֵעֵהוּ (сонъин иш эт рээhу) – ненавидели друг друга, беспричинно враждовали.
И это учит нас, что беспричинная вражда и ненависть человека к человеку – столь же тяжкое преступление, как идолопоклонство, прелюбодеяние и пролитие невинной крови, вместе взятые.
Маhараль говорит, что Первый Храм поддерживала сила Авраама, Ицхака и Яакова, сила их великих душевных качеств.
Когда евреи совершали три вышеупомянутых смертных греха, это наносило непоправимый ущерб святости Храма.
Каждый из праотцов отличался каким-то наиболее высоким качеством, и эти три качества были поражены тремя смертными грехами.
Каванот
В сидурах в утренней молитве Шахарит, в разделе Корбанот, в конце молитвы «Акеда» и перед молитвой «Эзеу Мекоман» мы находим следующий пасук:
וְשָׁחַ֨ט אֹת֜וֹ עַ֣ל יֶ֧רֶךְ הַמִּזְבֵּ֛חַ צָפֹ֖נָה לִפְנֵ֣י יְהוָ֑ה וְזָרְק֡וּ בְּנֵי֩ אַהֲרֹ֨ן הַכֹּהֲנִ֧ים אֶת־דָּמ֛וֹ עַל־הַמִּזְבֵּ֖חַ סָבִֽיב
– «Вешахат ото аль йерех hамизбэях цафона, лифнэ Адо-най, везареку бенэ Аhарон hакоhаним эт-дамо аль hамизбэах савив» –
(животное, приносимое в жертву, должно быть зарезано перед Г-сподом у северной стороны жертвенника, и сыновья Аhарона, коhэны, окропят его кровью – жертвенник со всех сторон).
Учит Ари а-Кадош, что мы произносим этот пасук дважды в день в утренней молитве.
И тот, кто произносит этот пасук бе-кавана, отменяет все грехи, а также 3 смертных греха, из-за которых был разрушен 1-й Храм: «шфихут дамим», «гилуй арайот» и «авода зара».
וְשָׁחַ֨ט אֹת֜וֹ – «Ве шахат ото»
– кенегед «шфихут дамим» (кровопролитие – пролитие невинной крови);
עַ֣ל יֶ֧רֶךְ הַמִּזְבֵּ֛חַ – «Аль йерех hамизбеах»
– кенегед «гилуй арайот» (прелюбодеяние, запрещенные сексуальные связи, кровосмешение);
צָפֹ֖נָה – «Цафона»
– кенегед «авода зара» (идолопоклонство).
Но есть и мнение, что «цафона» также избавляет от всех грехов, связанных с деньгами «мамон» (всевозможные махинации с деньгами), так как сказано: «мицафон заhав яэте» (с севера [идет] золото). (Йов 37:22)
Говорят Мекубалим, что, когда еврей молится Корбанот в Бейт Кнесете – над ним возносится малъах и защищает его от всех мекатрегим (обвинителей) и это приносит удачу на весь день.
(По уроку Рава Ицхака Коэна – ученика «Маток ми-Дваш»)