Яблоко на трапезе Шабата – это красивая кабалистическая сгула, которая фигурирует в нескольких святых источниках и полезна, как для материального изобилия, так и для долголетия, и крепкого здоровья.
Хидушей а-Рим (основоположник Гурских хасидов) приводит со слов Магида из Козниц (ученика великого Магида из Межерич), что нужно съесть во время первой трапезы Шабата яблоко. И, что поедание яблока в Субботу вечером, гарантированно приводит к достатку и процветанию на всю неделю (возможно употребление и яблочного напитка).
В книге «Каф а-Хаим» Рабби Яаков Хаим Софер пишет, что употребление яблока в Шаббат является сгулой для получения средств к существованию и соответствует חקל תפוחין קדישין – «Хакал Тапухин Кадишин». Эти слова на арамите из «Аткину сеудата» – предисловия Ари а-Кадош (зехуто таген алейну) к трем кабалистическим гимнам Шабата.
– «Аткину сеудта димhемнута шелемта, хедвата демалька кадиша. Аткину сеудта демалька. Да hи сеудта дахакаль тапухин кадишин».
(Приготовьтесь к трапезе в честь совершенной веры – радости Святого Царя. Приготовьте трапезу в честь Царя. Это трапеза «священного яблоневого сада»).
В книге «Хаей бни ве-мазони» в Тосафот на Шабат сказано: «Яблоко – это этрог, а плод Древа Познания был этрог, как приводится в «Шаар а-каванот» про плод, который Адам а-Ришон отведал в Эрев Шабат. Но если бы он съел его, когда уже зашел Шабат, то он не был бы наказан словами: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой».
А если это так, то Магид из Козниц видит в этом исправление наказания и сгулу для хорошего заработка.
И еще написано, что намёк на корень парнасы заключен в пасуке Теилим (145:16) פותח את ידך – «потеях эт ядеха» (Ты открываешь руку Свою), а слово яблоко – תפוח – состоит из тех же букв, что и (раскрываешь) פותח и, что Шаббат – источник раскрытия благословения, и, в частности, первого приёма плодов (первым, что отведал человек в этом мире – был плод дерева).
Какого цвета яблоко предпочтительнее есть?
Яблоко из трех цветов.
Сказано в Зоар а-Кадош: сказал Рабби Хия: “как яблоко на ветвях деревьев, так друг мой между сыновьями” – имея ввиду, что написано про яблоко, что оно самое прославленное из всех плодов. Чем оно прославленно спрашивает Зоар а-Кадош?
Запахом, цветом и вкусом.
Как яблоко – исцеление от всех болезней – так и Вс-вышний Целитель всех болезней.
Как в яблоке есть три цвета: белый, красный и ярок (желто-зеленый) – так и Святой, Благословен Он, проявляет Себя через 3 Высших Цвета: белый – Хесед, красный – Гвура и ярок (желто-зеленый) – Тиферет.
Как в яблоке есть запах – его запах тоньше запахов всех остальных плодов – так и запах Вс-вышнего, как сказано в “Шир а-Ширим”: “и запах его, как запах Леванона”.
Как у яблоко есть вкус – тонкий сладкий, так и у Вс-вышнего есть вкус – и Он придает вкус нашей жизни – подслащивает нашу жизнь.
Таким образом, яблоко по Зоар а-Кадош, должно быть 3-х цветов – красного, белого, ярок;
Яблоко должно быть сладким (не кислым);
У яблока должен быть запах – как говорит Маараль из Праги – запах яблока – запах Ган Эдена.
Более того, все 3 цвета – соответствуют трём Праотцам.
(Собрано редакцией по святым еврейским источникам)