Еврейская психосоматика – Печень
В 3оар а-Кадош (ч. 2, лист 153, стр. 1) сказано: «Есть три властителя — мозг, сердце и печень».
Сознание разума – целиком облачается в мозг;
все сознание эмоций – облачается в сердце;
а сознание тела – облачается в печень.
Когда все функционирует правильно, и разум – מח – «моах» властвует над сердцем – לב – «лев», а сердце властвует над печенью – כבד – «кавед» – тогда человек является – МеЛеХ (царем), правильно контролирующим все силы своей души и тела.
Но, если порядок меняется из-за греховного поведения человека, и «кавед» (печень) начинает властвовать над сердцем, а оно, в свою очередь, – над мозгом, то состояние человека – как физическое, так и духовное – ухудшается, что приводит его к краю гибели.
В Талмуде (Авода Зара, лист 4, стр. 2, прим. Тосфот) приводится пример, как Билъам хотел проклясть народ Израиля словом «калем» (уничтожь их), а Вс-вышний, переставив буквы, – духовные силы в слове «калем», – превратил его в «мелех» и, таким образом, обратил его проклятие в благословение.
В Зоар а-Кадош (ч. 3, стр. 224, 1) объясняется, что группа «мозг – сердце – печень» соответствуют трем участникам греха Древа познания Добра и Зла:
Адам – мозг, Хава – сердце, Змей – печень.
Это показывает, что хорошее здоровье зависит от правильного порядка в душе, последовательности влияния в группе «мозг-сердце-печень» на всего человека.
Печень (связанная со змеем) – является главным источником болезни, когда её жесткость (слово «кавед» (печень) – однокоренное слову «кведут» (жесткость, тяжесть), способна нанести ущерб всему телу.
В Торе это видно на примере Фараона: «Жестко (кавед) сердце фараона» (Шмот, 7 14, Шмот Раба, 9, 8) – жесткость печени повлияла на сердце настолько, что сердце само, как бы «превратилось в печень».
Интересно, что конечные буквы слов – מח – לב – כבד – моах – лев – кавед (мозг – сердце – печень), указывают на 3 интеллектуальные сфирот: Хохма – Бина – Даат.
Это объясняет, что в нормальных условиях Хохма управляет всеми процессами разума, которые в мозгу «моах»,
Бина управляет всеми эмоциями, которые в сердце – «лев», а Даат управляет поведенческими функциями человека – аспект печени «кавед».
Сгулот для сцеления печени:
Чтобы исправить печень, — а с ней и все болезни, ибо она их источник, — нужно использовать ее для проявления уважения – «кавод», предписанного Торой (слово «кавод», однокоренное с «кавед» (печень) нужно соблюдать заповеди, связанные с уважением, например:
– Соблюдать заповедь: «Уважай «кабед» отца твоего и мать» (Шмот, 20:12; Дварим, 5:16);
– Соблюдать заповедь: «Чти «кабед» Б-га от достояния твоего» (Мишлей 3:9);
Тогда раскрывается смысл того, что гематрия слова «кавед» = 26, что равно числовому значению четырехбуквенному Имени Авайе.
(По книге Рава Ицхака Гинзбурга «Тело, Разум и душа»)