Белые одежды на Шабат – как мы спаслись от проклятий Билъама
Ари а-Кадош учил, что великое и чудесное исправление делает человек в канун Шабата, как для своего тела, так и для миров – если моется горячей водой в следующем порядке: лицо – руки – тело – сверху вниз.
После мытья – человек должен облачиться в одежды для Шабата – особые, красивые одежды для молитвы.
Ари а-Кадош учил, что у человека должно быть 4 элемента белой одежды на Шабат: верхняя, нижняя, пояс и халат.
«Мидраш Реувени» объясняет это тем, что, в какой одежде ходит человек в Шабат, в такой он будет ходить и в Олам Аба (будущем мире).
В Трактате «Шабат» сказано, что человек должен надевать 18 одежд (по гематрии «хай» – живой, есть мнение 3 комплекта одежды за Шабат).
Мидраш раскрывает, что учим это мы из истории с Билъамом – когда Балак просил его проклясть евреев (хас ве шалом) – тот отвечал: «как я прокляну их, если на них одежды Шабата» – откуда делается вывод, что одежды Шабата защищают от проклятий.
При этом, шабатние одежды нельзя надевать в будни.
Более того, сказано, что белые одежды в Шабат искупляют грех «гелуй арайот» – грех запретных половых связей.
Мудрецы удивляются, как такой серьезный грех, наказуемый «карет», может быть искуплен таким образом.
Известно, что при наказании «карет», сама по себе тшува не помогает – она только задерживает наказание, а только невзгоды и смерть (хас ве шалом) – искупают.
Если человек перед тем, как надевает белые одежды для Шабата, делает тшуву – тогда уменьшаются и облегчаются страдания и невзгоды.
Есть мнение, что Каин – первый человек, который сделал впервые тшуву и именно по этой причине Ашем простил его. А так как тшува Каина была принята в заслугу Шабата (все произошло накануне Шабата) – Адам а-Ришон произнес 92-й – Шабатний псалом.
Каин был изгнан и Адам дал ему особые одежды для изгнания – одежды Нимрода.
Здесь мы прослеживаем связь между тшувой – одеждой – Шабатом.
Перед надеванием Шабатних одежд делают тшуву (признание в грехе и дают обещание не повторять его), а затем читают молитву – пасук из Йешаягу (54:17).
Молитва перед надеванием Шабатних одежд:
כָּל כְּלִי יוּצַר עָלַיִךְ לֹא יִצְלָח וְכָל לָשׁוֹן תָּקוּם אִתָּךְ לַמִּשְׁפָּט תַּרְשִׁיעִי זֹאת נַחֲלַת עַבְדֵי יְהוָה וְצִדְקָתָם מֵאִתִּי נְאֻם יְהוָה:
«Коль кли йюцар алаих ло ицлах ве-холь лашон такум итах ла-мишпат таршии зот халат авдэй Адо-най ве-цидкатам мэ-Ити – неум Адо-най» –
(всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который предстанет с тобою на суде, ты обвинишь. Это наследие рабов Г-спода и (награда за) справедливость их от Меня, – слово Г-спода).
«Мидраш Плия» (волшебный мидраш) объясняет, что обычай произносить именно этот пасук перед надеванием Шабатних одежд, появился в связи с тем, что Бильам не смог проклясть евреев, потому что они были в Шабатних одеждах: «всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который предстанет с тобою на суде, ты обвинишь».
Женщинам, надевающим свои особые Шабатние одежды перед зажиганием свечей, мудрецы обещают, что они будет счастливы.
(По уроку Рава Александра Цви Сыпкова «Сгулот Шабата – одежда»)