Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 30 Нисана: главы 145-150

Кевер: Элазар бен Азарья – Наси

Рабби Элазар бен Азария был Тана во втором/третьем поколении, который был временно назначен Наси в возрасте 18 лет, когда Hабби Гамлиэль был изгнан со своего поста.

Рабби Элазар бен Азария был Коэном и потомком Эзры а-софера в десятом поколении, унаследовавшим большое семейное богатство. Он хорошо известен своей ролью в начале Пасхальной Агады. Рабби Элазар бен Азария учился у раввина Йосси а-Глили, а затем переехал в Явне, присоединившись к мудрецам Мишны. Он похоронен в Альме, на севере Израиля, рядом со своим отцом Рабби Азарией.

Рабби Элазар родился за несколько лет до разрушения Второго Храма в семье Рабби Азарии, богатого и уважаемого Коэна. Рабби Доса бен Уркенос, видный старейшина поколения, называл Рабби Азарию «другом», хорошо осведомленным в Торе. Рабби Азария был очень богат и поддерживал своего брата Шимона, позволяя ему проводить все свое время за изучением Торы, впоследствии этот Тана всегда упоминается, как «Шимон, брат Азарии».

Рабби Элазару бен Азария было около 13 лет, когда скончался Рабби Йоханан бен Заккай. Рабби Элеазар изучал Тору у своего отца Рабби Азарьи в ранней юности, а затем у раввина Йоси а-Глили.

Предвидя грядущую гибель и разрушение Храма, Рабби Азария собрал все свое богатство и семью и двинулся из Центральной Эрец-Исроэль на север, где условия были несколько лучше. На Севере юный Элеазар стал учеником раввина Йосси а-Глили.
У Рабби Йосси а-Глили была противная жена, но он не мог позволить себе развестись с ней и заплатить за Ктубу. Рабби Элазар бен Азария предложил своему учителю заплатить Ктубу из средств его отца. Его учитель принял его предложение и развелся с женой.
Рабби Йоси а-Глили считается Танаем третьего поколения, а его ученик раввин Элазар бен Азария числится среди Танаим второго поколения. Это потому, что Рабби Йоси а-Глили не покидал Север до тех пор, пока много лет спустя он не отправился в Керем Бьявне и не раскрыл свою великую мудрость перед Рабби Акивой и Рабби Тарфоном. 

После разрушения Второго Храма Рабби Йоханан бен Закай собрал всех уцелевших мудрецов и восстановил Сангедрин в Явне. Рабби Азария собрал свою семью, и они переехали в Явне, новый центр Торы. Его сын рабби Элазар теперь мог учиться в Бейт Мидраш мудрецов.
Еще до того, как он был назначен Наси, Рабби Элазар бен Азария пользовался большим уважением в глазах мудрецов. Мы находим его вместе с Рабби Элиэзером бен Уркенусом, Рабби Акивой, Рабби Иеошуа и Рабби Тарфоном, рассказывающим историю Исхода из Египта в ночь седера в Беней-Браке. Раввин Элиэзер бен Уркенус был отлучен до того, как Рабби Элазар бен Азария был назначен Наси, поэтому известно, что ему было всего 16-17 лет во время этого пасхального седера. Однако есть мнения, согласно которым речь шла Рабби Элеазаре бе Арахе, у которого точно такая же аббревиатура имени.

После разрушения Бейт а-Микдаш Рабби Гамлиэль был полон решимости объединить мудрецов в одну центральную власть, чтобы предотвратить раскол еврейского народа на фракции. Он чувствовал, что, укрепив свою позицию Наси, сможет это сделать. Когда он почувствовал сильную галахическую полемику со стороны Ав Бейт Дина, Рабби Иеошуа бен Хананья, он открыто унижал его в трех разных случаях. После третьего раза его товарищи-мудрецы уже не могли наблюдать за непрерывным унижением Рабби Иеошуа. Вместе они решили сместить Рабби Гамлиэля с должности Наси.
Теперь Мудрецы столкнулись с дилеммой поиска замены Наси. Они не могли назначить Рабби Иеошуа, так как такой шаг был бы слишком болезненным для Рабби Гамлиэля из-за его личного участия в этом инциденте. Рабби Элиэзер бен Урканос уже покинул мудрецов и основал свою собственную иешиву в Луде. Раввину Тарфону не хватало щедрости, необходимой для того, чтобы быть лидером еврейского народа. Рабби Акива был потомком новообращенных, и ему не хватало родительских заслуг, необходимых для защиты от духовного гнева Рабби Гамлиэля. Рабби Цадок был слишком физически слаб после сорокалетнего поста. 

Не имея другого выбора, взгляды упали на раввина Элазара бен Азарию, юного вундеркинда. Рабби Элазар бен Азария, несмотря на свой юный возраст 18 лет, уже достиг глубокой мудрости и знаний. Он унаследовал огромное состояние от своего отца и поэтому будет пользоваться уважением правящего римского правительства.

Жена Рабби Элазара бен Азарии также отметила, что он выглядит очень молодым и не будет пользоваться уважением. Однако в ту ночь произошло чудо, и восемнадцать прядей его волос поседели, придав ему пожилой вид. Именно по этой причине Рабби Элазар бен Азария сказал: «Мне около семидесяти лет».

Кроме того, Рабби Элазар бен Азария изо всех сил изучал Тору день и ночь, что ослабляло его физическую силу и вызывало ранние эффекты старения.

День, когда раввин Элазар бен Азария был назначен Наси, имел историческое значение из-за изменений, которые он внес в Байс Медраш, и состоявшихся великих дебатов по Торе, которые привели ко многим важным галахическим выводам. Именно в этот день состоялись обсуждения Масечес Адиюс. Всякий раз, когда в Талмуде говорится «в тот день», это относится к этому дню, за исключением нескольких случаев, когда речь идет о великом споре между Баисом Шами и Баисом Гиллелем, который произошел на чердаке Ханайи бен Чизкья бен Гуриона. Это также был день рождения рабби Элеазера бен Азарии.
[править] Тора открыта для всех
Рабан Гамлиэль установил правило, допускающее в великий Бейт Мидраш Мудрецов только тех учеников, которые были проверены и признаны достойными. Когда Рабби Элазар бен Азария стал Наси, он убрал охрану из Бейт Мидраша и разрешил войти всем изучающим Тору. В этот день к Бейт Мидрашу добавили несколько сотен скамеек для размещения новых студентов. Согласно некоторым мнениям, было добавлено 400 скамеек, а по другим мнениям – целых 700. Это соответствовало учению Элазара бен Азарии о том, что изучение Торы даже для других целей в конечном итоге приведет к изучению Торы ради нее.

Согласно некоторым мнениям, раввин Элазар бен Азария также был назначен Ав Бейт Дин, и эту должность формально занимал раввин Иеошуа. Рабби Гамлиэль и Рабби Элеазар бен Азария разделяли свои позиции в дружбе и мире, часто работая вместе на благо еврейского народа.

Раввин Элазар бен Азария совершил несколько поездок в Рим со своими товарищами-мудрецами, включая раббана Гамлиэля, рабби Акиву и рабби Иеошуа, чтобы отменить суровые указы против еврейского народа.

Когда началось восстание Бар-Кохбы, все мудрецы бежали из Явне. Раввин Элазар бен Азария переехал в Ципори, где спрятал некоторых из своих оставшихся в живых друзей.

Раввин Элазар бен Азария упоминается примерно 37 раз в Мишне. В основном он спорит с Рабби Элиэзером, Рабби Элеазаром Хазмой, Рабби Тарфоном, Рабби Иеошуа, Рабби Ишмаэлем и Рабби Акивой.

Соседка Рабби Элазара бен Азарии позволяла своей корове ходить в Шаббат с лентой, завязанной между ее рогами. В соответствии со своим личным мнением о законах Шаббата, допускающих такие действия, Рабби Элазар бен Азария не протестовал, несмотря на то, что все остальные мудрецы не согласились с его мнением. В какой-то момент мудрецы подошли к нему и поставили ультиматум: либо избавиться от ленты, либо отделиться от них. В конце концов Рабби Элеазар бен Азария настолько пожалел о том, что не протестовал против того, чтобы поддержать мнение Мудреца, что постился до тех пор, пока его зубы не потемнели.

Пусть зхут Цадика хранит наш Народ!

(по сайту zissil.com)

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications