Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Натан Нета бар Шломо Шапира, великий кабалист, автор «Мегале амукот» (раскрывающий глубины).
В Сефер «Мегале Амукот» он привел около 1000 объяснений всего на 1 пасук из Сефер Дварим, в парашат «Ваэтханан»: «Ваэтханан эль-Адо-най Баэт hаhи лемор». До наших дней дошли только 252 комментария.
Рабби Натан Нета распространил каббалистические учения Ари в Польше. Тысячи человек следовали за ним, как за учителем.
Рабби Хаим из Цанз сказал о Рабби Натан Нета, что его силы были настолько велики, что, когда кто-то только лишь упоминал перед ним имя больного человека, тот человек мгновенно поправлялся.
Наси
Слово «наси» на иврите – акроним фразы «ницоцо шель Йаков Авину», искра отца нашего Йакова, отца народа Израиля (Мегале Амукот, часть 84).
«Нистар»
Рабби Буним понял, что с тех пор, как молодой человек Дов пришел работать в его магазин, бизнес начал процветать. Он связал этот факт с прилежностью и продуктивностью Дова. Было удачным шагом взять еще одного помощника, хоть тот молодой человек и был незнакомец, которого никто в Кракове не знал. Когда Дов предложил свою кандидатуру на эту работу, он попросил только об одном, чтобы ему можно было ходить утром и вечером молиться в синагогу.
Однажды утром огромный поток клиентов ввалился в магазин Рабби Бунима. Он был беспомощен без своего верного работника, который все еще был в синагоге. «Что он может так долго делать там?» – удивлялся хозяин. Когда и через полчаса спустя, молодой человек не пришел, Рабби Буним решил пойти и поймать его лично.
«Если он молится, я не скажу ничего», – подумал он.
Когда Рабби Буним ворвался в синагогу и нашел своего подопечного рассматривающим картины на потолке, он разразился гневом. Он подошел к нему и залепил ему пощечину. Это было так громко, что все вокруг обернулись. Рабби Буниму стало стыдно и он быстро ушел обратно к покупателям. Юный Дов аккуратно снял тфилин, сложил в чехол и покинул синагогу навсегда.
Он пошел напрямик к равину города – Рабби Натан Нета Шапира, который был его близким другом, попрощаться.
«Почему ты покидаешь меня?» – Рабби Натан Нета рыдал от горя.
Увидев, что его просьбы не помогают, он сказал: «По крайней мере, давай разойдемся со словами Торы, как надлежит хорошим друзьям. Я работал над своей книгой «Мегале Амукот», расшифровывал 252 объяснения для пасука в Парашат Ваэтханан: «Аль тосеф дабер элай од бадавар hазе» – (не продолжай говорить со мной об этом), говоря о числовом эквиваленте «Рав лах», который тоже равен 252. Ты можешь предложить другое объяснение этой строки, в которой Г-сподь отказывает мольбам Моше Рабейну войти в Эрец Исраэль?»
«Да, – ответил Дов, – есть одно скрытое объяснение, которое твоя работа не раскрывает. Есть 4 божественных животных, которые поддерживают Небесную Колесницу. Трон Г-спода имеет 4 пьедестала. Моше Рабейну желал войти в Землю Израиля, чтобы с ее святостью он мог быть достойным стать четвертой опорой. Вс-вышний сказал ему удержаться от упоминания его входа еще раз.
«Рав лах» – (достаточно). Слово «бадавар» – образует акростих «Бен Давид берегель ревиит» – Господь сказал Моше удержаться от молитв, потому что четвертым пъедесталом будет царь Давид» – (первые 3 пъедестала были заняты Авраамом, Ицхаком и Яаковом).
С этими словами молодой человек покинул Рава Кракова – «Мегале Амукот».
В то же время Рабби Буним понял, что Дов никогда больше не вернется работать к нему. Он пожалел о своей чрезмерно горячей реакции. Дов был преданным и трудолюбивым работником. Как он мог извиниться за тот позор, которому его публично подвергли? Рабби Буним отправился к «Мегале Амукот» с этой проблемой.
Рабби Натан Нета уже знал обо всем.
Он сказал ему: «Твой работник даже не почувствовал пощечины, что ты дал ему. Для него это ничего не значило физически. Тот, кому ты навредил, это я. Из-за тебя я потерял дорогого друга, компаньона, равного. Он уже далеко отсюда, и я никогда его не увижу. Единственное напоминание о нем – это слова Торы, которые он мне оставил, когда ушел. Только это осталось со мной, чтобы облегчить мою боль».
Рабби Натан Нета покинул этот мир в возрасте 48 лет.
На могильном камне Рабби Натан Нета написано:
«Здесь погребен Б-жественный святой муж, древним подобный, раскрывший глубокие и сокровенные тайны; тот, о котором молва говорит, что Элиягу пророк беседовал с ним лицом к лицу, – ученый раввин и глава Йешивы блаженной памяти Натан Нета бен Шлоймо Шапира. Скончался в среду, 13 ава 5393 (1633) года от сотворения мира. Да будет душа его связана узлом жизни».
Пусть зхут величайшего Цадика хранит наш народ.
(с поездки по Киврей Цадиким по Европе с Рошш Йешива «Йодей Бина» – Гаоном Янивом Ассури)
Инструменты доступности