Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 23 Хешвана: главы 108-112
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Рабби Яаков бен Меир был внуком великого Раши, он учился у своего отца Рабби Меира бен Шмуэль и другого своего брата, Рабби Шмуэля бен Меира, Рашбама.

Йорцайт – 4 Тамуза 

Место захоронения – Рамерупт, Франция

 

Рабейну Там родился в городе Рамерю в 1100 году в семье  Рабби Меира бен Шмуэля, его мать Йохевед – дочь великого Раши.

Ещё в юном возрасте Рабейну Там спорил со своим великим дедом (Раши умер, когда Рабейну Таму минуло пять лет).

Уже в молодости его прозвали — Там. Этим словом характеризуется в Торе другой Яаков — наш праотец, о котором сказано: «Яаков — иш там» (Берешит 25:27), что в переводе означает — «человек скромный, цельный, благородный».

Рабейну Там был чрезвычайно успешным виноторговцем и финансистом, а также хорошо разбирался в правилах грамматики иврита.

Рабейну Там считался величайшим знатоком Торы и лидером своего времени, и его призвали решать большинство галахических проблем того времени. Ученые со всего мира стекались в его Йешиву в Рамерупте (Франция), чтобы послушать его острые талмудические рассуждения, в которых он блестяще анализировал и сравнивал темы, разрешая трудные отрывки и раскрывая основные принципы, применимые ко всему еврейскому закону. Эти лекции послужили основой для комментария Тосафот, составленного его учениками и напечатанного на полях каждой страницы Талмуда. Его имя знакомо каждому изучающему Талмуд.

Он часто не соглашается с комментариями своего деда Раши и предлагает свое видение.

Он сказал: «Я мог бы написать комментарий Раши к Талмуду, но не его комментарий к Торе».          У него было два известных разногласия по Торе с Раши: одно касалось размещения «мезузы», другое касалось паршиет, содержащегося в тфилине. Предполагается, что сам Моше-рабейну (Моисей) явился к нему во сне и сообщил ему, что мнение Раши истинно, но Рабейну Там, как говорят, ответил: «Моше, наш Учитель, здесь ты сделал ошибку».

Рабейну Там переписывался с раввином Авраамом ибн Эзрой, которым он очень восхищался и уважал.

В 1146 году, когда крестоносцы разграбили его дом, он чудом спасся от смерти, пережив пять ножевых ранений в голову. Французский дворянин, знавший и уважавший его, отвратил кровожадную толпу, пообещав ей, что обратит раввина в христианство.

 

Тфилин по Таму

Как известно, Рабейну Tам коренным образом расходится с Раши по вопросу ο тфилин, и, хотя, в Шулхан Арух записано мнение Раши, многие сефардские евреи и хасиды накладывают тфилин также по мнению Рабейну Тама.

Существует расхождение относительно порядка, в котором отрывки (паршиёт) вставляются в батим, по Рабейну Таму этот порядок обратный, нежели у Раши. Благочестивые евреи надевают тфилин и по Раши, и по Таму.

Мезуза по Рабейну Таму

По мнению Раши, нельзя поместить мезузу плашмя в отверстие в косяке двери или же просто прикрепить параллельно земле. Мезуза в определенной мере напоминает свиток Торы, который хранят в вертикальном положении, поэтому и ее необходимо прикреплять именно прямо, вертикально. Так же считают Рамбам и многие другие ришоним (мудрецы первых поколений).

Мнение Рабейну Тама – неуважительно прикреплять мезузу вертикально. По его мнению, мезузу нужно прикреплять плашмя, параллельно земле.

Шулхан Арух (289:6) устанавливает закон в соответствии с мнением Раши и Рамбама. Поэтому обычай сфарадим — устанавливать мезузу вертикально.

Но Рамо (289:6) считает, что необходимо учитывать и мнение Рабейну Тама, который, как было сказано выше, считает, что нельзя устанавливать мезузу вертикально. Поэтому Рамо предлагает прикреплять ее немного наклонно. Такое расположение не противоречит ни одному из мнений.

Заход Солнца по Таму

Там установил иной «способ» определения времени захода солнца, нежели это было установленно до него.

Заход солнца и, соответственно, начало следующего дня, «по Рабейну Там», примерно на полчаса позднее времени, принятого другими Учителями Торы (их способ установления времени обычно называют — «по Геоним», то есть — по времени, установленному главами Йешив пост-талмудического периода).

В современных календарях, где подробно указывается время начала и завершения субботы, нередко пишут — «по Геоним», или — «по Рабейну Там».

Большинство общин (почти все) определяют время начала субботы — по Геоним. И только несколько хасидских течений — по «Рабейну Там».

А вот окончание субботы очень многие люди в разных общинах и направлениях определяют — «по Рабейну Там». То есть — завершают Шаббат примерно на 40 минут позднее обычного.

В 1171 году евреев города Блуа обвинили в ритуальном убийстве. 34 еврея отказались креститься, и были заживо сожжены. Эта трагедия потрясла еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть этих мучеников. А спустя две недели 9 июня 1171 года он вернул душу создателю.

Пусть Зхут Цадика хранит весь наш народ!

(Tzadikim.com, evreymir)

Июн 29 - 30 2025
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 5

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications