Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 27 Кислева Йорцайт Рабби Хаим из Черновцов – «Беэр Маим Хаим»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Хаим бен Шломо Тирер родился в 1760 году в галицийском местечке Бучач (примерно через сто лет там родился нобелевский лауреат по литературе Шмуэль-Йосеф Агнон).
Йорцайт – 27 Кислева
Место захоронения – Цфат, Израиль
Его книга «Беэр майим хаим», комментарий к Торе, считается одним из важнейших произведений хасидской мысли. Многое основано на каббалистических учениях Ари а-Кадош.
Он также написал знаменитые «Сидуро Шел Шаббат» и «Шаар а-Тефила».
Его учителями были известные хасидские Цадиким Рабби Шмельке из Никольсбурга и Рабби Йехиэль-Михл из Злочева, а также сам Рабби Дов-Бер из Межерич.
Рабби Хаим был раввином в Могилеве, Ботичанах, Кишиневе и Черновцах.
В Черновцах общину он возглавлял 18 лет и приобрел известность, как Рабби Хаим Черновицер.
Но еще больше он известен, как «Беэр Маим Хаим» (по названию своей главной книги.
Почет, которым он был окружен в Черновцах, был настолько велик, что долгие годы после его ухода с поста черновицкого раввина – это место оставалось свободным.
В 1807 году Рабби Хаим оставил свой пост и его местонахождение до 1813 года было неизвестно.
В 1813 году Рабби Хаим вместе со своими учениками переехал в Эрец-Исраэль, в город каббалистов Цфат, где и провел последние годы жизни.
Сипурей Цадиким
Пожары и Шабат
Рабби Хаим Тирер – «Беэр маим хаим» – один из лучших учеников Рабби Михла из Злочева, когда прибыл в Черновцы, он обнаружил там очень крупную лазейку в границах святости: каждую субботу в главной синагоге Черновцов мужчины и женщины танцевали вместе внутри синагоги и называли это онег шабат («удовольствие субботы»).
Уже в первую субботу «Беэр маим хаим» потребовал: «Вы назначили меня раввином общины, так что с этого момента этот дурной обычай должен быть отменен».
Приходили главы общины и жаловались: «как можно отменить удовольствие шабата для всей общины»?
Услышав эти заявления, Цадик насторожился и пообещал: если вы согласитесь отменить этот обычай, в городе не будет пожаров.
Пожары были главным бичом в том районе Буковины, полностью состоящим из деревянных домов, и целые города могли сгореть в дыме и огне. Такое обещание было сильным искушением, и община взяла на себя обязательство соблюдать постановление раввина.
За время правления Рабби Хаима Тирера – около 40-50 лет в Черновцах не возникало пожаров.
Даже через тридцать лет после его смерти, пока постановление соблюдалось, город был защищен от огня. Семьдесят лет спустя появилось новое поколение, «которое не знало Йосефа», и возобновило танцы. На следующий день в городе вспыхнул сильный пожар, и все дома обратились в пепел.
«Сидуро шель Шабат»
«Шаббат настолько важен для еврея, что мудрецы говорят, что если все евреи будут соблюдать хотя бы две Шабата подряд, то Искупление наступит» – любил повторять «Беэр Майим Хаим».
Любовь Рабби Хаима к Субботе была настолько необычной, что на указателе с красной стрелкой, указывающем на его могилу на знаменитом древнем кладбище Цфата, о нем упоминается не только его самая известная работа – «Беэр Майим Хаим», глубокий комментарий к Хумашу, но и другой выдающийся труд – «Сидуро Шел Шаббат», который раскрывает суть святого Седьмого Дня.
Однажды в разговоре по душам с простым крестьянином раввин Хаим приложил все усилия…
«Всю неделю вы работаете со своими животными, сеете, пашете, выполняя изнурительный труд. Но в святой Шаббат вы получаете вторую душу, чистую душу, которая позволяет вам испытать полный отдых от мирского… В святой Шаббат каждый Еврей становится царем, сыном Царя царей».
Услышав простые, но украшенные драгоценностями слова Рабби Хаима, крестьянин заплакал и пообещал начать соблюдать Субботу, но умолял дать ему освобождение от работы во время пахоты и сбора урожая, поскольку времена были очень трудными.
«Нет, – твердо, но заботливо сказал ему Рабби Хаим, и объяснил – «Законы Шаббата были даны в Маре (месте с горькими водами), чтобы научить тому, что даже когда все кажется таким трудным и соблюдение Шаббата невозможно, еврей должен преодолеть препятствия и все равно соблюдать его. И когда он это сделает, — заверил Рабби Хаим, — Хозяин Вселенной позаботится о том, чтобы горькие воды стали для него сладкими».
Кевер Цадик
Чтобы добраться до погребальной пещеры «Беэр Майим Хаим», самый быстрый маршрут может идти от подножия «нового» кладбища и подниматься вверх по холму к древнему кладбищу. Опять же, если начать с вершины холма, путь к Рабби Хаиму проходит прямо мимо участка святого Аризаля.
Табличка на иврите указывает на «Беэр Майим Хаим и Сидоро Шель Шаббат — Рабби Хаим бар Шломо». (Всего в нескольких шагах вниз находится погребальная пещера выдающегося комментатора Торы Рабби Моше Альшейх).
Он скончался в 1817 году, на третий день Хануки.
Пусть зхут Цадика «Беэр Майим Хаим» хранит Ам Исраэль!
(http://ascentofsafed.com/cgi-bin/ascent.cgi?Name=chernovitz; по статье Рава Ицхака Гинзбурга)
Инструменты доступности