Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 26 Ияра Йорцайт Рабби Моше Хаим Луццато – Рамхаль
дни
часы
минуты
секунды
Рамхаль – Рабби Моше Хаим бар Яаков Хай Луццато – родился в 1707 г. в г. Падуя, в одной из самых старинных и богатых еврейских семей Италии.
Йорцайт – 26 Ияра
Место захоронения – Тверия, рядом с Кевер Рабби Акива
Был вундеркиндом, знающим несколько языков: иврит, итальянский, арамейский, латынь, греческий и французский.
В раннем возрасте он начал изучать кабалу под руководством Рабби Моше Закуто (Рамаза), одного из выдающихся каббалистов его поколения. Рамхаль в 14 лет уже серьезно изучал Аризаля. Его современники говорили, что «он не знал, что значит что-то забыть». Он также знал наизусть весь Талмуд и Мидраши.
Он вел чрезвычайно аскетическую и благочестивую жизнь.
С друзьями-единомышленниками он изучал кабалу и способы самосовершенствования. У этой группы был свой кодекс этики. Они применяли правила поведения в отношениях друг с другом, например, относились друг к другу с добротой и воспринимали критику друг друга без обид. Они пытались изгнать весь эгоизм из своей духовной мотивации. Они также выбрали для себя ряд дисциплин, среди которых была следующая:
24 часа в сутки, по очереди, член их группы читал одно из кабалистических трудов, в основном из «Зоhар». Это был способ, которым они решили поддерживать постоянную связь с Высшими мирами.
Эта группа существовала в течение нескольких лет, пока она не нажила себе противников. Главные Равины Падуи, Венеции и Франкфурта были вовлечены в этот конфликт.
Первой причиной конфликта было то, что Рамхаль утверждал, что одна из его первых книг о каббале была написана не им самим, а под руководством духовного наставника, Магида – посланника из высших миров.
«Находясь один в своей комнате, я услышал голос, говорящий: «чтобы раскрыть скрытые тайны Святого Царя», – я немного встал, дрожа, и затем я смог укрепиться… На второй день я попытался быть в одиночестве в моей комнате в тот же час, и, действительно, голос вернулся и рассказал еще одну тайну. После этого мне стало известно, что это был Магид, посланный с небес, чтобы познакомить меня с ихудим». (из Игрот Рамхаль, 1727)
Второй причиной беспокойства раввинов были мессианские настроения после истории с Шабтаем Цви.
Третьим предметом спора была идея Рабби Луццато, что кабалу следует преподавать всем в еврейской общине, а не делать достоянием отдельных кружков. У него было видение кабалы, доступной для всех.
Его хулители во главе с Равом Моше Хагизом заставили его эмигрировать. Рамхаль принял смиренно ситуацию.
Он переехал в Амстердам и там он написал самую важную работу «Месилат Йешарим» (путь праведных) – с глубоким анализом человеческих слабостей – сейчас эта книга изучается во всех Йешивах.
Рамхаль является автором более 40 других книг.
В 1743 году Рамхаль переехал в Эрец-Исраэль, прибыв в тот же месяц, когда умер святой Ор а-Хаим – Рабби Хаим бен Атар. В 1747 году он и его семья стали жертвами эпидемии в Акко.
Виленский Гаон, говорил, что Рабби Моше Хаим Луццато один из немногих, кто понял учение Аризаля.
Кроме того, он заявил, что, если бы Рамхаль был жив в его поколении, он отправился бы пешком из Вильно в Италию, чтобы сесть у его ног и учиться у него.
Основа всего творения – исправить качества и превратить зло в добро – чему и учит Рамхаль в своих трудах.
Самая читаемая книга из всех книг Мусара – «Месилат Йешарим».
Среди его трудов: «Клах питхей хохма» – «138 врат мудрости» — систематическое изложение лурианской кабалы. Введение к этому сочинению «Дерех эц hа-хаим» — «Путь дерева жизни» издавалось отдельной книгой и пользовалось огромной популярностью, в нем объяснялась религиозная ценность изучения кабалы.
Еще «Хокер у-мекубаль» (Исследователь и мистик), написанное еще в первый период его жизни в Италии в виде диалога между философом и кабалистом.
Также «Зоhар тиньяна» (Второй Зоhар), написанный на арамейском языке.
Большая часть этого сочинения утрачена, и лишь отдельные его части были впоследствии напечатаны под названием «Мегилат старим» (“Свиток тайн”), «Разин гнизин» (“Сокровенные тайны”) и «Тикуним хадашим» (“Новые поправки”). Все эти сочинения были посвещены главным образом общей идее об избавлении, и они написаны под диктовку ангела – Магида и похожи по стилю на сам «Зоhар».
Мекубалим учат, что Рамхаль был гильгулем Рабби Акивы.
40 лет Рабби Акива был неграмотным. Кто исправил и завершил Рабби Акиву?
Рамхаль – годы его жизни 40 лет. Рамхаль похоронен в Тверии рядом с Рабби Акивой.
Последняя книга, которую он написал, является секретом «Крият Шма» (как известно, «Шма» – последние слова Рабби Акивы). В этой книге Рамхаль пишет, что медитация на то, что человек готов умереть за Кидуш а-Шем (освящение Имени), если это сделать с надлежащей Каваной (намерением), засчитывается, как будто человек это сделал на самом деле.
Говорят Мудрецы, что в Рамхале была и искра «ницуц нишмато» Моше Рабейну и его жену тоже звали Ципора, что не просто совпадение. Кто знает и учит его книгу «Месилат Йешарим» есть у него сила мехайе а-метим – так говорят Мекубалим.
Сгула Рамхаля ле-Коль Йшуот
Когда Рамхаль окунался в микву, он делал каванот на следующих псуким из Берешит 49:18:
לִישׁוּעָתְךָ קִוִּיתִי יְהוָה
– «Лишуатэха кивити Адо-най»
На помощь Твою надеюсь, Г-споди!
לִישׁוּעָתְךָ יְהוָה קִוִּיתִי
– «Лишуатэха Адо-най кивити»
На помощь Твою, Г-споди, надеюсь!
קִוִּיתִי יְהוָה לִישׁוּעָתְךָ
– «Кивити Адо-най лишуатэха»
Надеюсь, Г-споди, на помощь Твою!
קִוִּיתִי לִישׁוּעָתְךָ יְהוָה
– «Кивити лишуатэха Адо-най»
Надеюсь на помощь Твою, Г-споди!
יְהוָה לִישׁוּעָתְךָ קִוִּיתִי
– «Адо-най лишуатэха кивити»
Г-споди, на помощь Твою надеюсь!
יְהוָה קִוִּיתִי לִישׁוּעָתְךָ
– «Адо-най кивити лишуатэха»
Г-споди, надеюсь на помощь Твою!»
(Рабанит Ямима Мизрахи)
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(по статьям в Yeranen Yaakov, Dreaming of Moshiach)
Молитва Рамхаля во время военных действий
https://silatehilim.com/8688-2/
2 Псалма Рамхаля, сохранившихся до наших дней
https://silatehilim.com/псалмы-рамхаля/
Молитва Рамхаля о Геуле и Брахот в дни Машиаха
https://silatehilim.com/молитва-рамхаля-о-машиахе-и-брахот-в-
Инструменты доступности