Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 21 Тамуза Йорцайт Элиягу Бааль Шем Тов из Вормса
Рабби Элиягу Бааль Шем Тов бар Моше Лунц из Вормса (лидер нистарим, учитель «Тосефот Йом Тов») – каббалист (1555-1636).
Йорцайт – 21 Тамуза
Место захоронения – Вормс, Германия
Он родился во Франкфурте. Его дедом был Йосеф Лунц – известный, как «Раввин Юзельман», при дворе немецкого императора. Есть предание, что его род восходил к семье Раши, по материнской линии он был внуком Йоханана Лурии, а по отцовской — Йоселе из Росхейма.
Рабби Элиягу учился в Йешиве раввина Акивы Франкфуртера, и у раввина Яакова Гинзбурга из Фридберга, а также в Йешиве Маhараль из Праги.
Он забрел в город Краков в польском государстве, о котором писал: «великий город мудрецов и писателей, знающих Тору и медицину», и вступил в Йешиву местного Раввина Менахема Менделя Авигдорса, который также преподавал каббалу.
Находясь в Кракове, Рабби Элиягу откорректировал рукопись книги Рамо «Даркей Моше» (Пути Моше) и напечатал ее. В знак признания этого, брат Рамо – Рабби Элиэзер Исерлис, подарил ему еще одну рукопись Рамо о сефер Зоар. Эту рукопись Рабби Элиягу объединил со своим трудом – «Адерэт Элиягу» о Зоар.
Около 1594 года он вернулся в Германию. Сначала поселился во Франкфурте, а затем странствовал по разным городам. Вернувшись в Вормс, он занял пост Рош Йешивы. После смерти предыдущего раввина, он был официально назначен раввином Вормса.
Он стал известен своей практикой каббалы и написанием амулетов и был известен под своим прозвищем «Раввин Элиягу Баал-Шем».
Он был автором следующих произведений:
– «Риннат Додим» (Базель, 1600 г.) – комментарий на «Шир а-Ширим»;
– «Миклол Йофи» (Амстердам, 1695 г.) – комментарий на «Коэлет»;
Он написал также комментарии на: «Ховот а-Левавот» Рабейну Бахьи; «Цофнат Паанеах» – на «Тикуней Зоар»; комментарий к «Берешит Рабба».
Легенда о рождении
В 1501 году некий испанский еврей по имени Рабби Йосеф Йозпа поселился в городе Кракове.
Ему было около 50 лет. Неженатый человек с привычками холостяка, он пользовался большим уважением в обществе за свою праведность. Его дни были полностью посвящены изучению и молитве. Через тридцать лет после того, как он переехал жить в Краков, произошло нечто, изменившее весь его образ жизни.
Молодой купец был убит и оставил после себя бездетную вдову. В то время Рабби Йосеф Йозпа изучал Тору с Элиягу а-Нави. После смерти мужа этой женщины Элиягу а-Нави сказал Рабби Йосефу, что он должен жениться на ней, чтобы привести на землю некую чистую душу, задачей которой будет помогать всем евреям. Прошло шесть месяцев, и однажды Рав Йосеф предстал перед раввинским судом и объявил о своем намерении жениться на молодой вдове. Они послали гонца за ней. Когда она пришла, она расплакалась от облегчения. Когда ее заставили объяснить, она рассказала о сне, который повторялся несколько раз. Ее покойный отец пришел к ней в своей субботней одежде, благословил ее и приказал выйти замуж за Рабби Йосефа. Теперь, когда она услышала, что он готов жениться на ней, она поняла к чему был этот сон. Вся община обрадовалась и пришла поучаствовать в свадьбе. Через год они были благословлены сыном, которого назвали Элиягу в честь Элиягу а-Нави.
В двухлетнем возрасте мальчик уже изучал Тору вместе с отцом. Отец учил его до возраста бар-мицвы святости и уединению от мирских дел. За две недели до бар-мицвы мальчика отец позвал жену и сказал ей, что он должен вернуть свою душу Творцу. Он попросил ее не плакать и не оплакивать его слишком много. Она должна позволить их сыну беспрепятственно следовать по пути, который ему нравится. Рабби Йосеф Йозпа умер. Через несколько недель после бар-мицвы юный Элиягу сказал своей матери, что хочет уйти из дома и уединиться. Она согласилась отпустить его.
В течение следующих 40 лет никто не знал об Элиягу, где он был и чем занимался. Когда он поселился в Вормсе, Германии, он уже был известен, как раввин Элиягу Бааль-Шем. Он приехал в Вормс в сопровождении жены. Они уже выдали замуж сына и двух дочерей. Рав Элиягу прославился, как Бааль Мофет (чудотворец), и теперь люди стекались к нему, чтобы найти спасение от своих бед.
Рабби Элияу обладал самым блестящим умом, буквально впитывал мистические знания, из Святого Зоара, учения Ари а-Кадош и Рабби Моше Кордоверо.
В нежном возрасте 13 лет он уже был знатоком каббалы. Одаренный логическим умом, он также обладал способностью разъяснения и красноречия. Он начал популяризировать изучение каббалы среди знатоков Торы, и благодаря ему, она вскоре стала общепринятым предметом в других Йешивах того времени (Вормс, Прага, Люблин и Хелм). Его усилия по распространению каббалы встретили противодействие со стороны некоторых раввинов. Для дальнейшего распространения каббалы Рабби Элиягу сформировал группу нистарим-цадиким, которые остались анонимными. Они должны были кочевать с места на место, проникать к простым людям в стране и побуждать их к добрым делам в служении Вс-вышнему, одновременно воздействуя на ученых людей, чтобы познакомить их с изучением каббалы.
Круг нистарим расширялся все больше и больше под руководством Рабби Элиягу.
Позже он передал руководство своей философией Бааль-Шему из Замоштеша, который, в свою очередь, передал его реб Адаму Бааль-Шему из Ропшиц. Именно от Рабби Адама эта философия пришла к Рабби Исраэлю Бааль Шем Тову, который затем распространил хасидизм.
Раввин Йом Тов Липман Геллер, также известный, как «Тософот Йом Тов», был одним из его учеников.
Да защитят всех нас заслуги Цадика Рабби Элиягу Бааль-Шем Това!
[на фото]
«Shaarei Dura» with the Glosses of the Maharshal – Basel, 1599 – Edition of Rabbi Eliyahu Baal Shem of Worms
(https://dailyzohar.com/tzadikim/49-Rabbi-Eliyahu-Baal-Shem)
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности