Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 20 Швата Йорцайт Ашер бен Яаков Авину – 12 колен
дни
часы
минуты
секунды
Ашер бен Яаков – 8-й сын Яакова Авину и его третьей жены Зильпы, хотя имя дала ему Лея.
Йорцайт – 20 Швата
Место захоронения – Тель Кадеш;
Он родился в Харане и прожил 123 года.
Рождение Ашера – 8-го сына Яакова – было связано со счастьем.
«וַתֹּאמֶר לֵאָה – בְּאָשְׁרִי, כִּי אִשְּׁרוּנִי בָּנוֹת; וַתִּקְרָא אֶת-שְׁמוֹ, אָשֵׁר» –
– «Ватомер Леа: «бе-Ошри ки ишеруни банот ватикра эт-шемо Ашер» –
(И сказала Лея: «Счастлива я, потому что дочери будут называть меня счастливой». И она назвала его Ашер». (Берешит 30:13)
Имя Ашер образовано от слова «ашрей» (счастлив).
На него было возложено материальное обеспечение Храма.
Оливковое масло для светильников меноры, для жертвоприношений и помазания первосвященника получали из маслин, произраставших в уделе Ашера.
Улитка хилазон, из которой приготовляли голубую краску для нитей цицит и одежд первосвященника, выходила на берег также в пределах его удела.
Благословение от Яаков Авину сыну Ашеру:
– «Мэ-Ашэр Шмэйна Лахъмо Веhу Йитен Маадоней Мелэх» –
(От Ашера (приходить будет) хлеб тучный, и он доставит яства царские). (Берешит 49: 20)
Из всех сыновей Яакова, Ашер получил от отца особое, на первый взгляд странное, благословение.
Тучный, в тексте оригинала – «шмена»– от корня «шемен» (масло). И слово «шмоне» – 8, тоже образовано от этого корня.
Мидраш Берешит Раба (гл. 98) разъясняет, что слово «шмена» в данном случае дает намёк на то, что этот «тучный хлеб» устанавливает одежду первосвященника, состоящую из 8 частей.
И что выражение «яства царские» намекает на некое особо изысканное блюдо, сродни блюдам «кафлиот» и «анифкиот».
Из текста Талмуда (трактат Шаббат, 80) мы узнаем, что «анифкиот» – это также и масло для умащения, изготовленное на основе особой травяной приправы мор. Добавим, что слово «кафлиот»– от слова «кефель», двойной.
Благословение Моше Рабейну Ашеру:
«Барух мибаним Ашер, йеhи рецуй эхав ветовель ба-шемен рагло» –
(Благословен среди сынов Ашер, да будет он любим братьями своими и омывает в масле ногу свою). (Дварим 33:24)
Колено Ашера всегда было коленом, примиряющим наш народ (так сказано в Мидраше Сифре к книге Торы Дварим).
Носителем знаний о высших мирах (символ – число 8). Приносящим нам «царские яства», то есть, знания, в том числе и о сути двойных букв «кафлиот» алфавита, на котором была дана Тора.
Зоар на Вайехи говорит, что благословение Ашеру свидетельствует о его потенциале, позволяющем соединять высшие миры с нашим миром, открывать нам суть Шабата (как окно в высшие миры), указывать на связь Плана Творца.
Отсюда и разъяснение великого Рабейну hа-Кадош – Рабби Йеуда а-Наси, который сказал, что суть шрифта «ктав ашури» – меушар, иными словами – пропитанный сутью Ашера.
Рабейну Хида говорит, что Ашер, сын Яакова Авину, остается у входа в Гееном и спасает тех, кто изучал Мишнайот. Он основывает это на пасуке: מֵאָשֵׁר שְׁמֵנָה לַחְמוֹ, что слово שמנה содержит те же буквы, что и משנה. («Аводат а-Кодеш-Морех Бецба»)
Серах бат Ашер
Дочь Ашера, Серах, – является единственной внучкой Яакова, упомянутой в Торе:
«сыновья Ашера: Имна, Ишва, Ишви, Бриа — и их сестра Серах». (Берешит 46:17)
Она также упоминалась в книге Бемидбар (26:46): «А имя дочери Ашера — Серах». Она также упоминается в Талмуде.
Именно Серах дочь Ашера придумала, как преподнести престарелому дедушке о том, что Йосеф жив – она пропела ему в форме песни хорошую новость, чтобы сердце Яакова выдержало и не разбилось от счастья.
Именно Серах дочь Ашера подсказала Моше Рабейну, где в Ниле находятся останки Йосефа (египтяне погрузили его гроб весом в 500 талантов в Нил, чтобы евреи не могли найти и поднять его) – ведь Йосеф взял клятву с сынов Израиля, сказав: — «Когда Бог вспомнит о вас, вынесите отсюда мои кости».
В «Пиркей де-Рабби Элиэзер» (48) говорится, что тайна конечного Избавления заложена в 5 конечных буквах – Манцепах, и была передана Авраамом – Ицхаку, Ицхаком – Яакову, Яаковом – Йосефу, Йосеф передал братьям, а Ашер передал эту тайну своей дочери – Серах.
Именно к Серах обратились старейшины, когда Моше пришел со знамениями предстоящего избавления, и именно Серах подтвердила правильность знамений, о которых она слышала от своего отца Ашера.
Говорят мудрецы, что за свою праведность она не вкусила смерти и была взята живой в Ган Эден.
Серах бат Ашер – имя праведницы защита для потомков
https://silatehilim.com/серах-бат-ашер-имя-праведницы-защита-д/
Серах бат Ашер и Рош Ходеш – спасение от 903-х видов смерти
https://silatehilim.com/сеудат-рош-ходеш-и-серах-бат-ашер-как-с/
Ашер бен Яаков и Мишнайот
Рабейну Хида (Шем а-Гедолим 2, буква ת 55) говорит от имени Аризаля (зехуто таген алену), что, когда человек умирает, если его посылают в Гиеном, он взывает к каждому из 12 колен прийти и спасти его. Никто из них не отвечает, кроме Ашера бен Яаков. Ашер спрашивает человека, учил ли он Мишнайот при жизни? Если ответ положительный, он выводит человека из Геенома.
Сгулот
Благословение Ашера – Сгула на Парнасу
Благословение, которое дал Ашеру его отец Яаков Авину, связано с пропитанием и парнасой:
מֵאָשֵׁר שְׁמֵנָה לַחְמוֹ וְהוּא יִתֵּן מַעֲדַנֵּי מֶלֶךְ
– «Мэ-Ашэр Шмэйна Лахъмо Веhу Йитен Маадоней Мелэх» –
(от Ашера тучный хлеб и он доставит царские явства). (Берешит 49:20)
Нужно произносить ежедневно эту Браху 10 раз утром и 10 раз вечером для Парнасы.
(по статье Рава Элиягу Эссас, «evrey.com»; по урокам Рава Исраэля Якобова)
Инструменты доступности