Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 20 Ияра Йорцайт Рабби Йосеф Волтух – «Дворник» – Цадик Нистар
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Йосеф Волтух – «Дворник» – Цадик Нистар
Йорцайт – 20 Ияра
Место захоронения – Ар а-Зейтим, Йерусалим
Один из 36 скрытых праведников (ламед-вав).
В 1960-е годы в Израиле был огранизован кружок каббалистов-ремесленников, учившихся вместе скрытой Торе. Они носили имена по своей профессии:
«Сапожник» – Рабби Яаков Моше Рабиков,
https://silatehilim.com/events/22-тишрея-йорцайт-илула-рабби-моше-яаков/
«Художник» – Рабби Йегуда Леон Птилон,
https://silatehilim.com/events/рабби-йеуда-леон-патилон-святой-худо/
«Плиточник» – Рабби Авраам Фиш,
https://silatehilim.com/events/13-элула-йорцайт-рабби-йехиэль-авраам-фи/
«Молочник» – Хальбан – Рабби Хаим Авишалом Коэн Перахья.
https://silatehilim.com/events/12-ава-йорцайт-илула-хальбан/
и «Дворник» – Рабби Йосеф Волтух.
В возрасте 8 лет Рав Йосеф Волтух иммигрировал со своей семьей в Землю Израиля, жил в Старом городе Йерусалима и в юном возрасте осиротел, остался без мамы. Учился в Йешиве «Эц Хаим» в Йерусалиме, изучал Тору иногда по 14, а то и по 18 часов подряд, и его никогда не видели гуляющим без книги в руке.
В 13 лет он уже изучил книгу «Эц Хаим» и приучил себя вести смиренно. Каждый день он тайно входил в Йешиву «Бейт Эль» и соблюдал обычаи каббалистов, и все его поведение соответствовало наставлениям Рабби Шломо Гольдмана из Звиль.
Рав Йосеф спал мало, отказывался спать на кровати и обычно засыпал, изучая книгу. Он молился «Ватикин» и надевал 4 пары тфилин — по Раши, по Рабейну Таму, по Рааваду и по «Шимуш Раба».
Он назначал разных товарищей для каждого занятия, он понимал и схватывал каждый вопрос с невероятной скоростью и был известен, как хорошо разбирающийся во всех частях: Пшат, Ремез, Драш, Сод.
Он писал в каждой книге по каббале, что закончил изучение, а подписывался «Йосеф Волтух, внук Магида Латашова», так как его отец был потомком Рабби Йехиэля Михла ми-Злочов. Иногда он подписывал «Йосеф Волтух Иш-Йерушалаим» из-за большой любви к Йерусалиму.
Вскоре после женитьбы, его жена заболела, и он прибывал в больнице до самой ее смерти, но на лице его не отразилось никакой печали,он в святости и отрешенности от дел материального мира он продолжал изучать Тору. Рав жил на улице Усишкин в Тель-Авиве.
Зарабатывая на жизнь, он работал по ночам дворником в городе, и на одной из улиц мальчишки кидали в него камни, но каждую ночь он поворачивался к мальчишкам и говорил: «Большое спасибо».
Он падал ниц на могилах Цадиким, даже если они были в опасности, и достигал Западной стены [когда она находилась под контролем иорданцев], и много раз он путешествовал, особенно на Цион Рашби – Рабби Шимон бар Йохай в Мерон, чтобы помолиться или устроить трапезу в честь Цадика, каждую неделю посещал дом каббалиста Рабби Мордехая Шараби, а также часто встречался с Рабби Меиром Абухацирой – сыном Баба Сали и с Рабби Моше Мордехаем Бидерманом из Лелов.
Чтобы обнаруживать скрытых Цадиким – он попросил каббалиста Бен-Циона Моше Яира Вайнштока записывать адреса проживания каждого еврея, который придет за редкими книгами по каббале, и давать им книги.
Он всегда держал в запястьях две нехитрые на вид корзины, в которых прятал древние и редкие книги по каббале, и не держал корзины на ладони, потому что очень старался не опускать руку ниже пояса, как бывало делал Рабби Йегуда а-Наси и поэтому ему приходилось все время поднимать руки, чтобы корзины не опускались с запястий его рук.
Ему нравилось, что у каждой диаспоры есть особые обычаи и форма молитвы, и его поражали люди, которые стыдятся своего происхождения и изменяют традициям своих предков.
«Храни очи свои в чистоте и удаляйся от грешников, принимай чудные откровения и откровения душ праведных, и при всяком обрезании увидь Элияу а-Нави».
В своих молитвах о близком конце искупления он имел честь видеть Рахель, закутанную в черную одежду. Он прославился, как знаток сокровенного, он изгонял «духов», проникших в людей, — но старался скрывать свои действия и свою праведность.
Несмотря на большие страдания от кишечных недугов, он служил Б-гу с радостью и энтузиазмом. Каждый месяц он раздавал деньги нуждающимся, а просившим его благословения желал: «Коль Йешуот»!
После кончины Рабби Меира Абухациры, 17 Нисана, он сказал, что не может обойтись без Рабби Меира.
В ночь на Шаббат он участвовал в трапезе в честь Раши, а после упоминания о пиршестве праведников, прошедшей на предыдущей неделе, он сказал, что во вторник 35-й день Омера будет большой Йорцайт. Во вторник он пошел поклониться у могил праведников в Галилее, когда он вышел из Кевер Рашби в Мероне, ему стало нехорошо, когда он прибыл в пещеру Идра он снова сказал, что он нездоров и попросил дать ему выпить содовую.
На следующее утро он был погребен в Ар а-Зейтим.
Когда Рош Йешивы «Бней Цион» Рав Бенциона Муцафи (шлита) попросили рассказать о Рабби Волтухе, чтобы возвысить душу Цадика, он с тоской сказал: «Я был близок к нему. Он скончался в 5773 году внезапно, по дороге из Мерона в Цфат». Рав Бенцион Муцафи продолжил: «Я имел честь учиться у него, у него был полный кувшин всевозможных деликатесов Торы, Талмуда и Мидрашим, Зоара и Каббалы. В его уме все помещалось. Не было ни одного мудреца, ни автора книги, чтобы он, Рабби Йосеф Волтух, не знал о нем. Он испытывал боли, были болезни, но он молчал, и принимал их молча. Он скитался с места на место, и его книги, и его Талит, и Тфилин были с ним, он познакомился со многими из великих людей поколения, и в особенности с теми, кто были скрыты.
Он жил в очень скромной комнате. Большую часть своих дней он был одинок, потому что его не было с нами, его жена болела и лежала в больнице и он был все время с ней. Он проводил праздники и Субботы в одиночестве с женой. Он был свят, он был великаном, но не соглашался, чтобы о нём говорили».
Рав Волтух учил Тору 14-18 часов в день. Закончил Шас более 30 раз.
Рав знал всех Цадиким Нистарим в последнем поколении.
При посещении Кивей Цадиким, Рав Волтух удостаивался видеть Цадиким: Ари а-Кадош, стоявшего у себя на кевере, у него было «итгалут» (открытие) с Рабби Шимоном бар Йхай.
На кевер Дан – он видел Дан бен Яков Авину, стоявшего рядом, когда Рав Волтух с Равом Шмуэлем Шмуэли делали Тикуним у него на Цион. Заметив, что Рав Вольтух вот уже пару часов смотрит куда-то наверх, спросил его Рав Шмуэли: «куда ты смотришь»? Ответил ему Рав Йосеф, что уже два часа Дан бен Яков стоит и смотрит, как они делают Тикуним и ему это нравится.
Однажды пошел Рав Волтух с талмидим на Кевер Рабби Йом Тов Альгази – учителя великого Рашаша в Йешиве «Бейт Эль». Рав Волтух посмотрел направо – налево и сказал ученикам: «мы первые, кто пришли сегодня на его Кевер». Спросили его ученики, как он узнал. Ответил Рав Волтух, что не видит нешама Рава Альгази на Кевер, значит никто не приходил до них в этот день.
Потом Рав Волтух достал из кармана 3 прутот и сказал: «эти прутот бе-зхут нешамот, которые передадут Раву Йом Тов Альгази, что Рав Волтух с друзьями ждут его нешама на его Кевер» и отдал эти деньги на пожертвование.
Он снова посмотрел направо – налево и, вдруг увидел, как сверху спускается душа Цадика Альгази, и тогда Рав сказал ученикам, что можно начать ученье.
Цдака на Кевер Цадик
Рав Равид Негер говорит, что из этого мы учим, что хорошо давать 3 прутот на Киврей Цадиким:
1-ю пруту бе-зхут нешамот, которые передадут Цадику, что к нему пришли на кевер;
2-ю пруту ле-илуй Нишмат коль а-Цадиким, которые находятся на этом Бейт Хаим, чтобы не относились ревностно, что не к ним пришли;
3-ю пруту давать ле-илуй нешама того Цадика, к кому пришли.
Сеуда у Цадика
У одной пары не было детей и они приехали на Мерон к Рашби молиться и увидели, как один Рав плакал и молился у Циона Рашби. И пара решилась попросить за них бе-зхут Цадик и назвали свои имена.
Тем Равов был Рав Волтух – он кивнул головой, когда закончил молиться повернулся – той пары уже не было. Рав вышел на улицу, нашел их и сказал, что Рашби сказал, что будут у них 7-ро детей.
Спустя время рассказывает Рав Меир Гур Арье, что, когда он был на Ционе Рашби, он увидел, что делают Сеуду. Он спросил в честь чего сеуда и та самая пара рассказала Раву Меиру, что у них Брит сына, за которого молился Рав Волтух.
Отсюда мы учимся от Рава Волтух, как хорошо делать Сеуду на Кевер Цадика и в честь Цадика.
Говорил Магид Мейшарим, ангел обучавший Рабби Йосефа Каро (Бааль Шулхан Арух) – Рабби Йосефу Каро: «знай, что не так просто тебя назвали именем Йосеф, всех кого назвали аль-Шем Цадик (в честь Цадика) и кого зовут Йосеф – будут «шомер брит» (соблюдать брит), или же будут богаты и будут раздавать деньги бедным. Всех, кого зовут Йосеф – у него будет «ашпаа ле цибур» – влияние на общество.
Рабби Волтух был «ницоц» (искра) Йосеф а-Цадик.
Рав Волтух знал этот секрет и рассказал перед своим уходом из этого мира Раву Мейшарим, что человек с этим именем будет видеть все «бе-руах акодеш» (через дух пророческий), если «шомер брит а-кодеш» будет соблюдать святой брит.
Видения Цадиким
Когда Рав Волтух ходил к Ари а-Кадош, он видел, как тот уже стоял у своего кевер, когда спросили его откуда он знает, что это именно Ари Акадош, – Рав Волтух отвечал, что видел во сне Ари а-Кадош, и он подтвердил, что это он и, когда тот пришел к нему на кевер – он выглядел, как во сне.
Рав Волтух шел по путям Ари Акадош, по тем местам, по которым ходил Ари а-Кадош и обозначал Кварим шель Цадиким.
Рав Волтух ходил по киврей цадиким и, где видел Цадиким на их могилах – обозначал это место кипой.
Однажды Рав Волтух уснул у Рашби и во сне ему приснился кто-то и сказал: «вставай, ты что спать пришел сюда»? И Рав Волтух проснулся и дал себе слово больше не спать на Киврей Цадиким.
Рав Волтух уже видел у входа на Мирон Рашби и когда он возвращался домой, его спрашивали: «Рабби, ты не поднимешься на Цион»? Он отвечал: «я уже увидел Рашби у входа – чего подниматься»?
Когда Рав Волтух шел к своему другу «Святому Художнику» в Яфо – к Рабби Йегуде Леону Патилон, Рав Патилон говорил ему: «Ор гадоль нага беха захита лиръот маръим гдолим» (большой Свет тебя коснулся – ты удостоился видеть большие видение, Рабби Шимон пришел к тебе во сне) – и тогда Рав Волтух понял, что тот, кто ему приснился у Рашби, когда он заснул – был сам Рашби.
Однажды на Кевер Рашаш, он увидел Рашаша.
Когда группа приехала к Рабби Йоханан бен Закай и другим Цадиким (комплекс Кевер Рамбама в Тверии) – вдруг Рав Волтух сказал: «я вижу Рабби Акива на кевер ждет нас – пойдемте к нему» – ему ответили, мол уже поздно – нужно возвращаться домой.
По дороге, через некоторое время их машина перевернулась, все обошлось, но все поняли, что нужно вернуться и пойти к Рабби Акиве.
Здесь мы учимся у Рабби Волтух, что если есть несколько Цадиким, лучше пойти ко всем, мы не знаем, кто именно нас позвал.
Рассказывает Рав Шмуэли, что однажды попросил его Рав Волтух поехать с ним к Рабби Меир Бааль а-Нес и, когда они приехали, Рав Волтух сказал Рабби Шмуэли: «подожди меня в машине, я скоро вернусь».
Когда вернулся, Рав Шмуэли попросил объяснить почему они приехали сюда, ведь он даже не вышел из машины. Рав Волтух рассказал, что у него был 1 пильпуль (сомнение) в одной главе и он пришел за помощью, и к нему спустилась Нешама Рабби Меира Бааль а-Нес и он ему помог и оба учили эту парашу.
Рав Шмуэли и рав Волтух были хорошими друзьями, когда Рабби Волтух ушел из жизни, он оставил свою кипу ему.
Рассказывает Рав Волтух, что каждую пятницу в 13:15 наши Авот: Авраам, Ицхак и Яков приходят на Котель и молятся Минха а-Гдола – Рав Волтух видел их там несколько раз.
Рав Волтух видел Шхину, одетую во все черное, но очень красивую с «паним меирот» с необычном светом на лице.
Когда придет Машиах
Рабби Йосеф Волтух сказал, что, начиная с 5770 года Машиах уже идет маленькими шагами.
Рав сказал, что в 35-й день Омера – после Лаг ба-Омер – будет илула – он предвидел дату своего ухода.
Рабби Яаков Моше Рабиков Сандлар а-Кадош (святой сапожник) – был Рош Цадиким Нистарим Мекубалим – сам Хазон Иш приходил учить с ним Тору.
Рав Волтух очень дружил с Рабби Меиром Абухацирой – сыном Баба Сали и они каждый день встречались, и учились вместе.
Однажды Баба Сали позвал Рава Волтуха и сказал ему, что скоро уйдет из этого мира и есть один Цадик Нистар в Тель Авиве – Рабби Авраам Фиш – поэль биньян (строитель), что он должен встретиться с ним.
Рассказывают про Рава Волтуха, что через месяц, как он женился, его жена сошла с ума из за святости мужа и всю свою жизнь (40-50 лет) пробыла в сумасшедшем доме и каждый день Рав Волтух навещал свою жену и так остался один.
Рав Волтух верил, что нужно ставить петек (записку) в Стену Котеля.
Рав Волтух видел Элияу а-Нави и везде, где был брит ходил, чтоб только увидеть Элияу а-Нави, просил всех говорить ему, где будет брит – не важно в каком городе.
Это был 1981-й год. Однажды на Суккот Рабби Авраам Шани, когда пришел в микву, увидел, как Рав Волтух в с 4 растениями-миним качается-молится в микве.
Рав Вольтух потом объяснил ему, что ненавидит Анвара Садата и то, что он сделал с евреями в Судный день и, что сейчас в микве он его убил.
Все находившиеся удивились и через два часа услышали, что был убит Анвар Садат в Египте.
Рассказывал Рав Волтух, что однажды забрал его Рав Хахам Менахем Менаше в Бейт Кнессет, где все ламед-вав Цадиким Нистарим сидели и учили Тору.
После этого случая, Рав Волтух несколько раз возвращался в то же самое место, но не находил там Бейт Кнессет – исчез куда-то.
Рав Волтух делал «кфицат дерех» (сокращение пути), как Бааль Шем Тов с целью учить Тору у Цадика «Сапожника» – Рабби Яаков Моше Рабиков в Бней Браке или в Цфате у другого цадика.
Рав Волтух был любимчиком Мекубаля Рабби Хаима Синуани.
Баба Сали и Рав Волтух
Рав Волтух ехал на автобусе в Нативот и так как не было места, сел на ступеньки. Когда приехали, все пошли ко двору Баба Сали, где он принимал, а Рав Волтух пошел к дому Баба Сали, читая Теилим. Было человек 50-60 и Баба Сали всех благословлял, и вдруг он остановился и спросил: «а где ашкенази, который приехал с вами»?
Ответили люди, что видели одного, силдящего на ступеньках. Баба Сали попросил привести его к нему. Баба Сали попросил Рава Волтуха положить его руки на голову Баба Сали благословить его – он знал, что Рав Волтух Цадик Нистар – чистый и святой человек и его брахот весомы.
Долгие годы Рав Волтух страдал от болезни кишечника. В трактате Шаббат 112 говорится, что «большинство Цадиким умирают от кишечных заболеваний», и Раши объясняет, что это страдания, искупающие ошибки. Мидраш Рабба также сообщает в главе 62, что это делается для того, чтобы удалить из кишечника память о съеденном, чтобы человек мог быть святым и чистым, как служащие ангелы. Каждый раз, когда он приезжал в Ашдод в дом Рабби Меира Абухациры, который хорошо знал его проблемы, он получал исцеление и, почувствовав облегчение, возвращался домой.
Когда не стало Рабби Меира Абухациры, Рав Волтух долго страдал, а потом от тоски сказал, что ему уже нечего делать в этом мире и через месяц тоже покинул этот мир.
Пусть зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://www.hidabroot.org/article/220784)
Инструменты доступности