Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 19 Тамуза Йорцайт/Илула Рабби Бен Цион Абба Шауль – Рош Йешива «Порат Йосеф»
дни
часы
минуты
секунды
Бен Цион Абба Шауль был одним из ведущих сефардских раввинов, знатоков Торы и галахических арбитров своего времени, а последние 15 лет своей жизни работал Рош-Йешивой Порат-Йосеф в Йерусалиме.
Он был ответственен за религиозное возрождение среди сефардских евреев, основав «Ma’ayan HaChinuch HaTorani», сеть школ Торы для сефардских детей в Израиле, и был широко известен своей способностью давать благословения, которые исполнялись.
Ранний период жизни
Он родился в Йерусалиме в семье Элиягу и Беная Абба Шауль, иммигрантов из Ирана.
Сапожник по профессии, Элиягу был также знатоком Торы и каббалистом; он был первым учителем Бен Циона. Элиягу служил габбаем (смотрителем и сборщиком средств) в синагоге Охель Рахель в квартале Бухарим в Йерусалиме в течение 50 лет. На старости лет он увидел, как его сын Бен Цион стал раввином синагоги, а другой сын, Яаков, стал хазаном.
Абба Шауль был старшим мальчиком в семье из шестнадцати детей. Несмотря на свою бедность, его родители были привержены воспитанию семьи знатоков Торы, в то время, как многие другие семьи восточных и сефардских корней подались соблазну отправить своих детей в сионистские школы. Семья соблюдала многие галахические требования, в том числе выпекала мацу перед Песахом и избегала всех обработанных пищевых продуктов — даже сахара — во время самого праздника. Абба Шауль продолжал соблюдать эти требования даже после того, как создал свою семью.
В возрасте 11 лет Абба Шауль поступил в Порат Йосеф, известную сефардскую Йешиву в Йерусалиме. Его первым учителем был раввин Йегуда Цадка (которому в то время был всего 21 год), а среди его одноклассников был будущий главный Раввин Израиля – Рав Овадия Йосеф. Позже Абба Шауль продвинулся до высшего шиура, где ему преподавал Рош-Йешива раввин Эзра Аттия, с которым у него сложились тесные отношения. Абба Шауль придерживался мнения своей Рош-Йешивы по всем вопросам и демонстрировал такой же подход к обучению и изданию галахических указаний, как и его наставник.
Абба Шауль проявлял большое усердие в изучении Торы. Он изучал и повторял каждую тему десятки раз, пока не выучил наизусть большую часть Шаса и поским (галахических комментариев).
Когда Абба Шаулю было 20 лет, Рав Аттия выбрал его для экзамена Раввином Элиэзером Сильвером, известным американским раввином, который посетил Израиль вместе с солидным спонсором. Аттия слышал, что в другой Йешиве, которую посетил этот филантроп, только один мальчик смог ответить на вопрос раввина, и то только через 20 минут.
Сильвер задал Абба Шаулю трудный вопрос о малоизвестном талмудическом порядке Таhорот (законы ритуальной чистоты). Когда Абба Шауль ответил, Сильвер с удивлением заметил, что он задавал тот же вопрос Рабби Меиру Симхе из Двинска (автору «Ор Самеах» и «Мешех Хохма») 40 лет назад, и что этот мудрец дал тот же ответ. Абба Шауль позже признался Аттии, что у него был и второй ответ на этот вопрос, но, поскольку первый ответ обеспечил пожертвование, он не хотел хвастаться.
В 1948 году Абба Шауль женился на Адассе, дочери раввина Йосефа Шахарбани, знатока Торы и сына каббалиста раввина Йегошуа Шахарбани, который был учеником Бен Иш Хая.
Абба Шауль учился персонально со своим тестем, а его новая жена посещала его публичные лекции каждую субботу. Она также записала на магнитофон его общую лекцию в Йешиве; многие из его письменных работ взяты из этих лент.
Пара долгие годы была бездетной. После десяти выкидышей Абба Шауль посетил Хазон Иша и Белзерского Ребе, отказываясь уходить, пока каждый из них не дал ему благословение на ребенка. Их единственный сын, Элиягу, был назван в честь отца Абба Шауля.
После женитьбы Абба Шауль стал учителем Талмуд-Торы Бней-Цион, которую он посещал в юности. Он продолжал учиться в Йешиве Порат Йосеф. Со временем Рав Аттия попросил его стать Рош-Йешивой, но он отказался принять эту должность, пока был жив его первый учитель Цадка. Он согласился служить лектором в иешиве. После смерти Цадки в 1983 году Абба Шауль занял должность рош-ешивы Пората Йосефа.
Рош Йешива
В качестве Рош-Йешивы Абба Шауль придерживался плотного графика преподавания. Каждое утро по четыре часа он читал лекции студентам Йешивы; во второй половине дня он обучал Даяним (раввинских судей) законам Шулхан Арух. По пятницам во второй половине дня он читал галаху и отвечал на вопросы перед переполненной аудиторией в синагоге Охель Рахель, а в Шаббат он выступал в синагоге с трехчасовой речью. О его усердии в изучении Торы ходили легенды; говорят, что, когда он заканчивал произносить шиур, он весь был потный.
Абба Шауль также хорошо разбирался в каббале. Сначала он учился в частном порядке по вечерам в пятницу. Однако в 1960-х годах, видя, что знания по изучению каббалы идут на убыль, он собрал группу каббалистов и основал Йешиву «Эмет ве-Шалом» для изучения каббалы ночью. Раз в год, в Йорцайт Рашаша, он присоединялся к группе и демонстрировал свое свободное владение тайной мудростью.
Он также написал тысячи галахических ответов в ответ на запросы широкой общественности, охватывающих широкий круг тем. Некоторые из его респонсов напечатаны в его книге «Шейлот у-Тешувот Ор ле-Цион», и он цитируется в респонсе Рава Овадьи Йосефа, который оставался его хорошим другом.
Абба Шауль заботился о своих учениках, как отец о своих сыновьях. Он старался, чтобы все его ученики женились; его жена устраивала шидухим девушкам, которые помогали ей по дому.
Увидев, что женатые студенты не могут справиться со стипендией колеля, он учредил специальный пятничный колель и отправился в Соединенные Штаты, чтобы собрать для него деньги.
Он ездил в Англию, Францию, Италию, Иран, Мексику, Панаму, Колумбию и Соединенные Штаты, чтобы учредить раввинские суды и устроить шохтим (ритуальные забойщики), мохелим (ритуальные обрезания) и раввинов.
Абба Шауль присоединился к другим лидерам Торы в Израиле, чтобы бороться против указов, которые угрожали образу жизни Торы. К ним относятся борьба за сохранение святости Шаббата, борьба за закрытие смешанных бассейнов и борьба против вскрытий верующих.
В 1972 году он занял видное место в оппозиции предложению правительства об обязательной службе в армии для девочек. Вместе с раввином Йегудой Цадкой он разработал галахическое постановление, в котором говорилось, что обязательная служба в армии для девочек относится к категории «йехарег веаль яавор» (будь убит и не преступай). Текст его постановления подписали 400 лидеров Торы по всему Израилю.
Его последние годы
В 1983 году, произнося хвалебную речь на похоронах раввина Яакова Муцафи, он внезапно почувствовал себя плохо и вскоре перенес инсульт. Половина его тела была парализована, а речь невнятна. В течение следующих 15 лет он перенес серию мини-инсультов, которые в конечном итоге сделали его инвалидом. Тем не менее, он продолжал преподавать Тору и участвовать в общественных делах.
Его обширные знания, полученные за годы обучения, стали очевидны в его более поздние годы. Когда его зрение ухудшилось, он попросил учеников прийти и прочитать ему Талмуд.
Один мальчик вспомнил, как Рав поправил его на комментарии Раши в трактате Назира; другой на Тосафот в Гиттине. Его сын сказал, что Абба Шауль поправил его, когда он читал ему слова Рамбама.
Инструменты доступности