Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 13 Нисана Йорцайт Рабби Йосеф Каро – Бааль а-Шулхан Арух
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Йосеф бен Эфраим Каро – Бааль а-Шулхан Арух
Йорцайт – 13 Нисана
Место захоронения – Цфат
Первого января 1837 года в галилейском Цфате произошло страшное землетрясение, весь город обратился в руины. Но жилая часть дома, в котором за три до того столетия жил Рабби Йосеф Каро — «Мехабер» (составитель), «Маран» (учитель народа), совершенно не пострадала. Жители говорили, что защитой дому стала святость Рабби Йосефа. Вероятно, она сохранилась и до нашего времени: в трёхэтажном доме живут потомки мудреца, рядом его синагога, южные части дома и синагоги неизменны с 16 века. Северные же восстановлены в 1857 году, через 20 лет после землетрясения.
Во внутреннем дворе дома до сих пор существует пещера, в которой Рав Йосеф Каро, нередко вместе с другом Рабби Шломо Алькабецом, общались с ангелом-учителем (Магидом). Записи их бесед, сделанные Рабби Каро, изданы более чем через полвека после смерти его под названием «Магид мейшарим» (Провозвестник праведных). Первая часть в 1646 году в Люблине, вторая в 1656 году в Венеции. Каббалист и историк Рабейну Хида утверждает, что напечатана лишь одна пятидесятая рукописи Рабби Каро. А правила поведения, рекомендованные Магидом в книге, исполнять не принято — они обращены только к самому Рабби Йосефу.
Будущий великий законодатель родился в Испании, в Толедо в 1488 году. Четырёхлетним малышом он вместе с большинством испанских евреев отправился в изгнание; сперва в Португалию, откуда в 1497 году они бежали дальше. К счастью, детей у рава Эфраима Каро не отняли, в отличие от многих португальских изгнанников. После долгих мытарств нашли пристанище в Стамбуле — султан Баязид II приглашал беглецов селиться в своей империи: «Мне говорили, что Фердинанд Испанский — мудрый правитель?! Он разорил свои владения, чтобы обогатить мои!».
Отец тяжело перенёс скитания и рано умер. Но он успел многому научить талантливого мальчика — Рабби Каро нередко ссылается на анализы отца, крупного талмудиста. После этого учителем и опекуном Йосефа стал брат отца, знаменитый комментатор Торы. Его «Толдот Ицхак» (Жизнеописание Ицхака) было очень популярно — за первые 14 лет оно переиздано четырежды!
Рабби Ицхак Каро, перебравшийся в Португалию ещё до общего изгнания, в 1497 тоже был вынужден бежать в Турцию; в скитаниях погибло несколько его сыновей. Он не только учил племянника, но заботился о нём как о сыне и, возможно, даже его усыновил. Они были очень близки — в дальнейшем Мехабер частно ссылался на решения и респонсы дяди.
Рав Йосеф быстро стал известен, как авторитет в еврейском Законе — уже в молодости ему приходилось отвечать на вопросы по различным областям алахи. Женившись на дочери Рабби Хаима ибн-Ашбалага, рав Йосеф переехал Эдирне (болгарский Андрианополь) — город, бывший с 1365 по 1451 год столицей Османского государства. Вместе с тестем они основали Йешиву, в которой юноши не только постигали Закон, но и входили в сокровенные области Торы. В Эдирне жил Рабби Шломо Алькабец, выдающийся каббалист и поэт (автор «Леха доди»). Он стал хеврутой Рабби Каро; по свидетельству Рава Шломо, небесный Магид многократно являлся друзьям ещё в Эдирне. Увы, через несколько лет в Эдирне вспыхнула эпидемия, в которой погибли молодая жена и трое сыновей Рава Йосефа — жизнь не баловала мудреца.
После смерти близких Рабби Каро покинул Эдирне — вероятно, он остановился в Никополе, крупном военно-административном центре Турецкой империи, захваченном турками у Болгарии полутора веками раньше. Через несколько лет он женится на дочери Рава Ицхака Сэбы, внучке выдающегося испанского каббалиста Рава Авраама Сэбы, тоже нашедших приют в Эдирне. С молодой женой Рабби Каро переехал в Салоники, где основал Йешиву.
Там он сблизился со Шломо Молхо — провидцем, сперва марраном и секретарём королевы Португалии, после — беженцем и раввином. Когда Молхо, несмотря на протест Папы Климента VII, был сожжён в Мантуе инквизицией, Рабби Каро с горечью говорил: «я хотел бы принять такую смерть ради освящения Имени Создателя!»
Слава рава Каро как законодателя была в зените, когда ещё в 1522 году, уже в Эдирне он начал работу над своим комментарием «Бейт Йосеф» — к основополагающему алахическому кодексу «Арба турим» Рабби Якова бен Ашера. Работа продолжалась пару десятилетий — и ещё лет 10 заняли редактура и выверка! Конечно, трудно сказать, когда точно кончается писание и начинается редактура, но до первой публикации прошло 28 лет.
На рабби Йосефа слава, авторитет, богатство… совершенно не действовали. Что, впрочем, немудрено — более 50 лет ему являлся Магид, именовавший себя «Мишна» (еврейский закон): «Я Мишна, говорящая в твоих устах». Маран сопоставлял себя не с другими людьми, а с волей Вс-вышнего по отношению к человеку — поэтому ему чужды были зависть, лесть, самодовольство…
Человеку должно быть «вторым после Царя» — и Рабби Йосеф Каро был образцом такого человека. Ни малейшей самоуверенности не найдёте вы в словах человека, которого именуют «величайшим законодателем всех поколений». Вот как он описывает рождение метода, которым сотворены «Бейт Йосеф» и «Шулхан арух» (Накрытый стол):
«Понял я, что мне не следует устанавливать законы при помощи рассуждений и доказательств, опирающихся на Талмуд: ведь так поступали авторы Тосафот, Рамбам, Рашба, Ран, и каждый из этих мудрецов отстаивал свою позицию. Как я могу позволить себе вмешиваться в споры великих, приводя свои аргументы?! Вот я и решил положиться на три столпа закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша. И я сказал себе: там, где двое из них согласны друг с другом, закон устанавливается по их мнению — кроме тех редчайших случаев, когда большинство других мудрецов возражают этим двум и во всех общинах принято поступать иначе… И это — наилучший путь при установлении законов».
В 1536 году он поднимается в Землю Израиля; перед Рош а-Шана, в Элуле достигает Цфата, где годом раньше обосновался Рабби Шломо Алькабец.
Цфат, один из 4-х «святых городов Израиля» (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией), к этому времени сделался еврейским центром Святой Земли. Положение единоверцев было здесь значительно более прочным, чем в Йерусалиме, где они подвергались постоянным поборам и нападениям. Вокруг Цфата стояли еврейские сельскохозяйственные поселения, часть из которых, за исключением кратковременных изгнаний, находилась здесь со времён Иудейского царства. Согласно местному преданию, некогда в Цфате обитала Йешива сына Ноаха (Ноя) Шема и его правнука Эвера, здесь учились наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков.
В 1524 году в Цфате открылась Йешива — Рабби Каро предстояло сделать её центром еврейской учёности всего мира, в восторженных словах описанной многими студентами и визитёрами. В хорошие времена в ней обучалось более 200 студентов, преподаватели — главы поколений.
Главным раввином Цфата был Рабби Яков Бейрав (1474-1546), уроженец, как и Рабби Каро, испанского Толедо. Рабби Каро сделался учеником и близким сподвижником Рабби Бейрава и вскоре принят судьёй в руководимый учителем городской суд — вероятно, самый тогда авторитетный в народе. Опираясь на формулировку Рамбама, что: «если мудрецы Израиля, объединившись, укажут на нескольких человек и вручат им смиху — те смогут передать смиху дальше», Рав Бейрав собрал всех раввинов Цфата и те единогласно рукоположили его самого. А он — четырёх других выдающихся мудрецов: Рабби Йосеф Каро, Рабби Моше Тирани, Рабби Моше Галанти и Рабби Моше Кордоверо (двое последних — ученики Рабби Каро). Затем Рабби Каро передал смиху ещё одному ученику, Рабби Моше Альшейху, а тот — своему ученику Рабби Хаиму Виталю.
В Цфате Рабби Каро завершил работу над «Бейт Йосеф» — подробным комментарием к «Арба турим». Если сам Бааль Турим обычно избегал окончательных суждений, то Рабби Каро преследовал иную цель – он стремился дать Закон в его окончательной формулировке для практического использования людьми, он составил краткий справочник по еврейскому законодательству — «Шулхан Арух». Постепенно ставший, с прибавлением ашкеназских «примечаний» Рама из Кракова – Рамо, основным законодательным кодексом всего нашего народа.
Любопытно, что в респонсах Рабби Каро всегда ссылается не на «Шульхан Арух», а на куда более подробный и развёрнутый «Бейт Йосеф». Изданный частями в 1550-1559 годах, «Бейт Йосеф» был принят тепло — выдающие раввины сразу же стали писать к нему комментарии и уточнения. И, естественно, возражения — многие «имели что сказать»: и против самого метода анализа (голосованием), и против создания единого свода законов («для лентяев»), и против конкретных выводов… Тем более, что из 3-х «столпов» — Рамбама, Рифа и Роша двое первых были сефардами и сефардская традиция перевешивала. Рама тоже начал с комментария на «Арба турим», полемизируя с Рабби Каро, к которому относился с величайшим почтением. Лишь затем на этой основе он создал свои дополнившие «Шульхан арух» – «примечания».
Возражения бывали порой очень глубоки, как у Рама, а порой абсурдны. Так, заявлялось, что изданный в 1565 году «Шульхан арух» является продуктом старческой немощи. Хотя опубликованный через 10 лет (1575), перед самым уходом автора выдающийся труд «Кэсэф мишне» (Двойное серебро), основной с тех пор комментарий к главному труду Рамбама «Яд ахазака» (Сильная рука), подобным нападкам не подвергался… После смерти второй жены (в 1564) Рабби женится снова, на дочери иерусалимского раввина — и в 80 лет у «немощного» рождается Йеуда…
Рабби Каро создал и «Бедек абайт» (Уборка дома) — дополнение к «Шульхан аруху», где он отвечает на возражения. Но его столь мало интересовал собственный престиж, что эта книга была опубликована в Салониках лишь в 1605 году, через 30 лет после смерти автора. Через 20 лет после ухода отца, Рабби Йеуда издаёт его письма и респонсы; ещё через 3 года (1598) появляется «Клалей а-Талмуд» (Принципы Талмуда) — исследование методологии главной книги Устной Торы.
В 1546 году, после смерти Рабби Якова Бейрава, Рабби Каро становится раввином Цфата и главой раввинского суда. И при этом, великий мистик и самый авторитетный еврейский законодатель, в 1570 году просит 36-летнего Аризаля позволить ему (82-летнему) присутствовать на его уроках! Хотя порой и засыпает на них — Аризаль как-то сказал, что Рабби Каро ближе логическая каббала его собственного ученика, Рабби Моше Кордоверо. Об Аризале Маран отзывался, как о «пророке поколения, для которого не сокрытого в мире». И — женит сына на дочери Аризаля.
Рабби Йосеф Каро оставил мир перед Песахом, 13 Нисана 1575 года, в 87 лет. А нам он подарил мир между общинами, соединив народ единым и общепризнанным Законом. Каббала и логический анализ, скромность и величие, связь с высшими мирами и крепкое стояние на земле, понимание нужд здесь живущих,- соединились в нём гармонично и неразрывно.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(Реб Арье Юдасин – https://evreimir.com/166892/sredstvo-ot-zemletryasenij/)
Инструменты доступности