7 Ава – йорцайт Адмор из Слоним – «Нетивот Шалом»
Раби Шолом Ноах бен Моше Авраам Березовский родился 18 августа 1911 года (5671) в Барановичах (Беларуси) в семье главы местной еврейской общины.
В 1933 году он женился на дочери Раби Авраама Вайнберга из Твери, позже ставшего Слонимером Ребе (Биркат Авраам).
Слонимская династия хасидов была практически уничтожена во время Холокоста. Йешива в Иерусалиме была центром его возрождения.
В 1954 году Раби Шолом Ноах принял на себя руководство общиной Слоним.
В еврейском мире его 7-томник «Нетивот Шолом» – называют «Месилат Йешарим» нашего времени.
Адмор из Слоним написал сразу же после освобождения Иерусалима:
«Мы обязанны признать, что чудеса, которые сделал для нас Творец в эти дни, это явные чудеса, которых не удостоились увидеть десятки предыдущих поколений. Мы не имеем право быть неблагодарными за такое проявление любви Творца к народу Израиля, даже не смотря на то, что мы не достойны этого – чтобы остатки Храма вернули нам после 19 лет, а так же вернули нам Пещеру Праотцев и Могилу Рахели. Теперь все эти места вновь в нашем владении и мы поражены, тем, что сделал для нас Творец.
Нашему поколению несказанно повезло, и оно удостоилось того, чего не удостоилось ни одно другое поколение. Нам вернули место, где находился Храм, место, которое никогда не покидало Б-жественное присутствие. Самое большое счастье, которое может чувствовать еврей, это ощущение близости Творца, и самое подходящее для этого место, это Западная стена. За грандиозными событиями, происходящими в эти дни, мы должны услышать голос Творца, обращеный к нам». (Кобец маамарим меюхадим ТАШЛАД 5734 г).
Однажды один из приближенных Адмора из Слоним до знакомства с ним мучался вопросами в области веры. Он ездил к праведникам – и они разъясняли ему его затруднения, но по возвращении домой он снова запутывался в этих вопросах. Когда он приехал к Адмору, тот не стал давать ему разъяснений, а сказал следующее:
«Фараон спорил и задавал сложные вопросы в отношении веры, и по всем вопросам Г‑сподь дал ему казни, удары (макот)». И стал повторять: «Вопрос – удар, вопрос – удар», пока не покрылось его тело ушибами и ранами, Б-же упаси, по числу «вопросов», которые не давали ему покоя. И после этого все эти вопросы покинули его сердце, они больше не мучали его. Смысл этого рассказа – вечная сила Десяти казней, оберегающая каждого еврея от испытаний в вере».
Нетилат Ядаим по закону
Адмор любил рассказывать своим детям следующую историю:
На исходе Йом Кипура двое мясников вышли из города, чтобы купить быков. Так как путь был длинным, каждый из них взял с собой съестные припасы, чтобы утолить голод.
В пути они добрались до леса и, внезапно почувствовав сильный голод, решили сесть и перекусить. Но, как выяснилось, из-за спешки, выходя из дому, они забыли воду для омовения рук.
Один из мясников вспомнил, что как-то раз видел в книге, что по закону Торы в чрезвычайной ситуации достаточно обмотать руки тканью, не омывая их. Он решил, что едва ли найдется более чрезвычайная ситуация, чем та, в которой они оказались, и поступил согласно этому закону — стал есть без омовения рук.
В отличие от него, второй мясник ни за что не хотел облегчать в законе омовения. Он боялся, что, если позволит себе есть, обматывая руки тканью, в нем выработается пренебрежение к заповеди. А через день-другой он начнет и дальше облегчать во всем остальном. Поэтому он решил, что не будет есть ради заповеди без омовения рук.
Он сдерживался и не ел, пока голод не замучил его. Вдруг он увидел издалека группу пастухов и пошел в их сторону, чтобы попросить немного воды для омовения. Его товарищ предупредил его, сказав, что на его взгляд пастухи подозрительные – могут и убить. Но тот не обратил внимания и поспешил к ним. Опасения подтвердились — пастухи действительно убили этого мясника.
Его товарищ позаботился о том, чтобы отнести тело в ближайший город для погребения, а сам двинулся дальше за покупкой быков и вернулся в свой город только перед праздником Суккот. Оставалось мало времени до праздника, и он не успел рассказать друзьям и соседям о том, что случилось с ним в дороге, и о гибели второго мясника.
Утром в Суккот, перед молитвой, глава религиозного суда в городе, Раби Хуна, по-раньше встал в синагогу, чтобы приготовиться к заповеди четырех растений. Он пришел в раннем часу, когда еще никого из молящихся не было в синагоге, и встал рядом со своим местом.
И вдруг он видит перед собой убитого мясника. Тот сказал, что пришел к нему из верхнего мира с неотложной просьбой. Поскольку, другой мясник не успел рассказать о случившемся, Рав Хуна вовсе и не знал о несчастье. И после его слов о том, что он прибыл из иного мира, рав подумал, что мясник не в своем уме. Он даже прикрикнул на него, чтобы тот не мешал ему готовиться к молитве и заповеди.
Мясник стал плакать. Вновь и вновь повторял он, что уже мертв и, что пришел с просьбой. На вопрос рава он рассказал о происшествии в дороге и сказал, что, когда он попал в верхний мир, на небесном суде возник спор. Некоторые судьи решили, что ему полагается место в раю за то, что он пожертвовал собой во имя заповеди мудрецов. Другие утверждали, что его надо ввергнуть в ад, поскольку закон позволял обойтись без воды, а он, не вняв предупреждению, пошел к пастухам и сам себя погубил.
Судьи решили, что, так как, убитый жил в городе Раби Хуны, нужно передать решение в руки этому судье.
Раби Хуна не поверил ему, но решил проверить его слова. Он сказал, что вот уже много лет не может найти ответ на вопрос в одном месте в Тосафот. Если мясник и вправду в небесном мире, пусть пойдет к душам авторов Тосафот и спросит у них.
Спустя день, мясник вернулся и сказал, что ему действительно позволили посетить зал с душами авторов Тосафот. Те дали ему ответ, и он изложил все перед судьей. Теперь Рав Хуна был уверен, что мясник и вправду не лгал. Ведь человек, который при жизни почти не учился и не размышлял над Гмарой, не смог бы высказать сам такой прекрасный ответ.
Судья Раби Хуна поразмыслил после этого над случаем мясника и решил, что место ему — в раю. Его самоотверженность ради заповеди омовения рук была столь велика, что никак нельзя было закрыть на это глаза.
(Beerot.ru, toldot.ru)