7 Тевета – Йорцайт/Илула Раби Моше Довида Валле
Рабби Моше Довид Валле, итальянский каббалист и врач ХVIII века, родился и похоронен в Падуе. Он был авторитетным знатоком каббалы и читал лекции перед ассоциацией из Падуи «Мевакшей Адонай», в компании с двумя известными Равинами Исраэлем Хезекией Тревесом и Яаковом Хазаком.
На этих лекциях присутствовал и величайший Рамхаль, который, глубоко заинтересовался каббалой и начал изучать его под руководством Валле, причем острый ум Рамхаля превосходил ум его собратьев.
В возрасте 25 лет Раби Моше Давид Валле написал полемический труд на итальянском языке против христианства, разделенный на 7 частей.
Он также написал на иврите 70 Тиккуним на Дварим 34:12. Между 1721 и 1767 годами он написал 8 больших томов на иврите, большая часть которых состояла из комментариев ко всей Торе.
Они до сих пор не опубликованы. Эфраим Луццато написал сонет «Эле Бене а-Неурим», восхваляющие лекции Раби Валле и Тревеса.
Рав Моше Давид Валле учил, что после 40 лет человек не может жаловаться на свою внешность, так как за нее он уже ответственен сам. Внешний вид – отражение внутреннего.
Слово «паним» на иврите переводится как «лицо», а его слово «пним», имеющее тот же корень – как «облик», «нутро», «внутренняя часть». Это значит, что внутренний мир человека непосредственно отражается на его лице.
О филимстимлянах
Раби Моше Довид Валле рассуждает о смысле того, что филистимляне принесли жертву водяному богу за пленение Самсона.
«И собрались князья Пелиштимские, чтобы совершить великую жертву Дагону, богу своему, и чтобы веселиться, и сказали: предал бог наш в руки наши Шимшона, врага нашего».
(Шофтим 16: 23)
Он пишет, что филистимляне были близки к святости, и потому назначенный им ангел-хранитель, который есть их бог, коренился в сфире Бина, что есть тайна великого моря, и потому их бог был в образе большой рыбы, и это тайна Дагона, чья гематрия = 63, что есть имя Бины (отсылка к написанию тетраграмматона, который имел числовое значение 63 и представлял сфиру Бина), которая черпает силу из него.
И выше пояса он имел вид человека, что олицетворяет частичное добро, которое было в ангелах народов в их высшем аспекте, близком к святости, но ниже пояса он имел вид рыбы, что олицетворяет его деградацию в нижних аспектах.
И тогда князья филистимские собрались, чтобы принести великую жертву богу своему Дагону, ибо они считали, что их спасение пришло от него в том, что этот праведник был предан им в руки.
И тем более что они заполучили его благодаря соблазну, и эта рыба, изображенная в виде человека, не имеет иной силы, кроме соблазна, как и моряки говорят о рыбе, которую зовут сиреной на местном языке.
Неизвестно, говорят ли они правду, но так или иначе неопровержимая истина в том, что филистимляне – это блестящая шелуха, ближайшая к святости, и вся их сила в соблазне и хитрости.
(Валле М.Д. «Ор Заруа», Кисеей Рамад Валле на Шофтим, 16: 23)