6 правил, искупающих грехи взамен постов, или как встречать Машиаха
В силах каждого еврея подняться на самую высокую ступень, даже если он грешил, не дай Б-г, всю жизнь.
Никогда не следует поддаваться отчаянию. Есть средство искупить грехи, не прибегая к постам и мучениям.
Следует лишь исполнять 6 правил, только от всего сердца и с великой радостью.
Правило 1
1) Стараться отвечать «Амен, йеэ шмей раба» на каждый Кадиш. В Талмуде сказано, что всякому, кто отвечает «Амен, йеэ шмей раба» изо всех сил, прощаются все грехи, даже помыслы безбожия.
В святой книге «Зоар» сказано, что человек должен произносить эти слова изо всех сил, ощущая дрожь во всем теле. Тому, кто поступает так, обещано прощение всех грехов, если только не повторит он глупости свои. И, как известно, отвечающий «Амен йеэ шмей раба» делает Великое Имя Вс-вышнего полным в буквах.
2) Отвечающий «Амен, йеэ шмей раба» стирает память Амалека изо всех миров и из доли души своей.
3) Он сочувствует страданию Шхины, подобно Вс-вышнему, благословен Он, Который сожалеет об изгнании нашем, и пробуждает милосердие ко всему народу Израиля.
4) Благодаря ему нисходит благословение на все миры.
5) Благодаря ему спасаются грешники от Геинома.
6) Благодаря ему поднимутся к своему источнику отверженные души, спасаясь от мучительных перевоплощений.
7) Благодаря ему все искры святости вернутся из плена скверны.
8) Благодаря ему будет освящено великое Имя Вс-вышнего во всех мирах. Отвечая «амен», следует иметь в виду сделать цельными все четыре буквы Имени Ашема. А произнося «ле-олам у-ле-алмей алмайя», следует иметь намерение освятить Имя Вс-вышнего в высших и низших мирах.
Правило 2
Сказали мудрецы наши, что всякий, кто со всей тщательностью и осторожностью во всех деталях соблюдает Шаббат, заслуживает прощения грехов, даже если он служил идолам, как в поколении Эноша. Как сказано: «Счастлив человек (энош), который сделает это, и сын человеческий, держащийся этого – соблюдающий Шаббат, не оскверняя его (мехалело), и удерживающий руку свою, чтоб не делать всякого зла» (Йешая, 56).
Слово «мехалело» созвучно словам «махуль ло» – (прощено ему). Сказали мудрецы наши, благословенной памяти, что Шаббат дан Израилю лишь для того, чтобы заниматься Торой.
Следует учить законы Шаббата, чтобы знать, как соблюдать его: законы эрува и мукце, законы ловли животных и отбора, законы помола и другие. Тот, кто учит эти законы, может исправить то, что упустил ранее. И, кроме того, соблюдение Шаббата подразумевает соблюдение в трех сферах: мысль, речь и действие. Хотя то же относится и ко всем другим заповедям, в отношении Шаббата сама Тора говорит нам об этом.
О мысли сказано: «Помни субботний день, чтобы освящать его».
О речи сказано: «и станешь почитать его… не занимаясь делами своими и не говоря о них» – чтобы, как говорят мудрецы, не была твоя речь в Шаббат такой же, как в будни.
О действии сказано: «Помни субботний день для освящения его» – освящения его изучением Торы, едой и питьем, и праздничной одеждой – всем, что относится к действию.
И главное – следует человеку быть радостным в Шаббат.
Правило 3
Произносить молитву «Шират а-Ям» (Песнь на море) – с такой великой радостью, как будто в тот час ты сам вышел из Египта. Ибо говорит Мидраш о стихе «И увел Моше Израиль от Красного моря» – увел Израиль от их грехов, которые были прощены им. Поскольку всякий, кто произносит песнь, когда с ним случилось чудо, заслуживает прощение грехов.
Правило 4
Сказали мудрецы наши, благословенной памяти, что с тем, кто по-ступает вопреки своим побуждениям, поступают (Свыше) вопреки грехам его. Как сказано: «Сносящий (терпящий) грех и преступающий злодейство».
Кому сносит Он грех? Тому, кто преступает через злодейство. Поэтому пусть скажет человек сам себе: «Зачем тебе сносить мучения в этом мире и в Геиноме за твои грехи? Не лучше ли молча снести поношения и ругань людей? Напротив, радуйся таким незначительным страданиям, которые доставят исцеление твоей душе».
И еще сказали мудрецы наши: о ком сказано: «… и любящие Его подобны солнцу, выходящему в могуществе своем»?
О преследуемых и не преследующих, молча выслушивающих поношения и не отвечающих, поступающих так с любовью и радующихся страданиям.
Правило 5
Видел я в книге «Бейт Мидот»: «в уединении иногда заключено для человека великое благо». В час благоволения следует уединиться подальше от людей в укромном месте и обратить взгляд свой ввысь, к Единому и Единственному Б-гу, Началу всех начал и Причине всех причин. Как известно, как отражение лица в воде – так и сердце человека к человеку. Так, уединившись, пусть обратит человек лицо к Небу, и просит всегда о Милосердии. Об этом говорится и в книге «Ховот а-Левавот».
Правило 6
Следует стараться слушать слова тех, кто боится Б-га – с жаждой и с любовью. Известно, что слова Агады увлекают сердце человека. Обязаны мы слушать того, кто увещевает нас, ибо так сказано нам на Синае: «Вы стоите сегодня перед Г-сподом Б-гом вашим…» Сказал Моше сынам Израиля: «Покуда стоите вы перед учителем, вы как будто стоите перед Вс-вышним. И не бойтесь 98-ми проклятий (перечисленных перед этим в Торе) – все они обернутся благословениями».
Как спастись во время прихода Машиаха?
Сказано: «И будет – оставшийся в Сионе и оставшийся в Иерусалиме, святым будет назван он».
Выходит, что и в Стране Израиля, не дай Б-г, будет опасно?
Чтобы понять это, посмотрим, что написано в книге Йешаяу: «Тьма покроет землю, и туман – народы». Земля – это Земля Израиля, а тьма – страх и несчастья. То есть, и в Стране Израиля будут страх, беды и некоторые страдания, чтобы подготовить евреев к встрече Избавителя. Но если прежде обратимся мы к Вс-вышнему, не будет ни несчастий, ни страха. Только туман покроет народы, а Сион будет искуплен правосудием. В будущем ангел Михаэль соберет всех 70 ангелов народов мира, которые всегда обвиняют Израиль, и станет судить их. И тогда согласятся все обвинители, что заслужили евреи избавление.
А что же братья наши, сыны Израиля, живущие за границей – они окажутся в опасности?
Об этом говорит стих: «Сион правосудием будет искуплен, и возвращающиеся в него – благодеянием». В заслугу благодеяния (цдаки) они удостоятся собирания изгнанников. При условии не нарушения Шабата, так как грех нарушения Шабата не искупает цдака, а лишь глубокое раскаяние.
(«Аават Хаим», Ваикра, Хахам Рав Менахем Менаше)