4 Тамуза – Йорцайт/Илула Рабейну Там
Рабейну Там родился в городе Рамерю в 1100 году в семье раби Меира бен Шмуэля, его мать Йохевед – дочь великого Раши.
Ещё в юном возрасте Рабейну Там спорил со своим великим дедом (Раши умер, когда Рабейну Таму минуло пять лет).
Уже в молодости его прозвали — Там. Этим словом характеризуется в Торе другой Яаков — наш праотец, о котором сказано: «…Яаков — иш там» (Берешит 25:27), что в переводе означает — «человек скромный, цельный, благородный».
Тфилин по Таму
Как известно, Рабейну Tам коренным образом расходится с Раши по вопросу ο тфилин, и, хотя, в Шулхан Арух записано мнение Раши, многие сефардские евреи и хасиды накладывают тфилин также по мнению Рабейну Тама.
Существует расхождение относительно порядка, в котором отрывки (паршиёт) вставляются в батим, по Рабейну Таму этот порядок обратный, нежели у Раши. Благочестивые евреи надевают тфилин и по Раши, и по Таму.
Мезуза по Рабейну Таму
По мнению Раши: нельзя поместить мезузу плашмя в отверстие в косяке двери или же просто прикрепить параллельно земле. Мезуза в определенной мере напоминает свиток Торы, который хранят в вертикальном положении, поэтому и ее необходимо прикреплять именно прямо, вертикально. Так же считают Рамбам и многие другие ришоним (мудрецы первых поколений).
Мнение Рабейну Тама: неуважительно прикреплять мезузу вертикально. По его мнению, мезузу нужно прикреплять плашмя, параллельно земле.
Шулхан Арух (289:6) устанавливает закон в соответствии с мнением Раши и Рамбама. Поэтому обычай сфарадим — устанавливать мезузу вертикально.
Однако Рамо (289:6) считает, что необходимо учитывать и мнение Рабейну Тама, который, как было сказано выше, считает, что нельзя устанавливать мезузу вертикально. Поэтому Рамо предлагает прикреплять ее немного наклонно. Такое расположение не противоречит ни одному из мнений.
Заход Солнца по Таму
Там установил иной «способ» определения времени захода солнца, нежели это было установленно до него.
Заход солнца и, соответственно, начало следующего дня, «по Рабейну Там», примерно на полчаса позднее времени, принятого другими Учителями Торы (их способ установления времени обычно называют — «по Геоним», то есть — по времени, установленному главами йешив пост-талмудического периода).
В современных календарях, где подробно указывается время начала и завершения субботы, нередко пишут — «по Геоним», или — «по Рабейну Там».
Большинство общин (почти все) определяют время начала субботы — по Геоним. И только несколько хасидских течений — по «Рабейну Там».
А вот окончание субботы очень многие люди в разных общинах и направлениях определяют — «по Рабейну Там». То есть — завершают Шаббат примерно на полчаса позднее обычного.
Рабейну Там считался величайшим исследователем Торы и лидером своего времени.
У него было два известных разногласия с Раши: одно касалось размещения мезузы, а другое – паршиёт, заключенные в тфилине.
Рассказывают, что сам Моше Рабейну пришел к нему во сне и сообщил ему, что мнение Раши было действительно правильным. В своем ответе, который указал на его гениальность и уверенность в себе, Рабейну Там, как говорят, ответил: «Моше, наш Учитель, здесь ты допустил ошибку».
Рабейну Там переписывался с Раби Авраамом ибн Эзрой, которого он очень уважал.
В 1146 году, когда крестоносцы ограбили его дом, он был чудесным образом спасен от смерти, пережив пять ножевых ранений в голову. Французский дворянин, который знал и уважал его, повернул кровожадную толпу, пообещав им, что он обратит равина в христианство.
В 1171 году евреев города Блуа обвинили в ритуальном убийстве. 34 еврея отказались креститься, и были заживо сожжены. Эта трагедия потрясла еврейский народ. Рабейну Там сочинил элегию, оплакивающую смерть этих мучеников. А спустя две недели 9 июня 1171 года он вернул душу создателю.
Пусть Зхут Цадика хранит весь наш народ!!!