3 псалма для «Амтакат Диним»
В Cефер Теилим 3 псалма начинаются фразой:
«Ламнацеах ле-Йедутун» (39-й) и «Ламнацеах аль-Йедутун» (62-й и 77-й).
Слово «йедутун» на арамите означает «диним» (суды).
«Ламнецэах» (пение, песнь) «аль-йедутун» (суды) – то есть, через пение облегчаются суды.
Раши объясняет, что слово «йедутун» имеет тот же корень, что и слово «дат» – (вероисповедание).
Давид а-Мелех обращался к Ашему с просьбой обращать внимание на суды со стороны неевреев за нашу веру – «аль искей дат ве-гзирот Исраэль».
Через эти слова смягчаются суды, и они отменяют приговоры.
Рабби Нахман из Бреслава продолжает раскрывать эту тему в «Сефер а-Мидот» – (книга качеств).
Он объясняет, что если человек грешит, то позволяет «Ситра ахра»(обратным силам) приблизиться и создавать проблемы в жизни.
Нужно в таком случае делать «Амтакат Диним» (подслащение судов). А слово «йедутун» – ключ к этому.
Рабби Нахман Гольдштейн – «Чиринер Ров», автор подробнейших комментариев к главным трудам Рабби Нахмана, написал объяснения к «Сефер а-Мидот» – «Маръей макомот».
Он пишет, что свойство 39 псалма – подслащивать суды – Рабби Нахман взял из комментария Раши, и ключевое слово в нем «йедутун».
Если человеку нужно делать «Амтакат Диним» – то лучше читать эти 3 псалма вместе.
Кроме того, Рабби Нахман из Бреслава советуют читать псалмы со словом «йедутун», когда есть суды над Израилем, когда другие народы восстают против Израиля.
(По циклу уроков Рава Исраэля Якобова «Сила Теилим»)