11 Тамуза – Йорцайт Раби Цви Гирш Эйхенштейн из Жидичова
О нем говорили, что его Илула равноценна Лаг ба Омеру. Намек на это содержится в пасуке:
«Хвалите Г-спода со мной, и превозносить будем имя Его вместе» – на иврите: «Гадлу ле-А-шем ити, неромема Шемо яхдав».
«Гадлу ле-А-шем» – первые буквы образуют слово «Лаг»,
«Ити» – י”א תמוז – тамуз 11.
Этого великого праведника, жившего около 200 лет назад, современники называли «Глава дома Зоара», за необычайные познания в Скрытой Торе.
Однажды он вышел из синагоги в талите и тфилине, и ему сказали, что в окрестностях бушует страшная эпидемия холеры, от которой гибнут евреи, не дай Б-г.
Он закрыл глаза, положил руку на мезузу и сказал: «Властелин Мира! Я принимаю на себя умереть за народ Израиля».
И в ту же минуту упал и умер. И эпидемия прекратилась.
Хасидский лидер, кабалист Рабби Цви Гирш был учеником Рабби Йакова Йицхака, Хозе из Люблина. Рабби Цви Гирш был близким другом праведника рабби Нафтали Цви из Ропшица.
Среди учеников Рабби Цви Гирша были знаменитые праведники такие^ как рабби Йицхак Исаак из Комарны, рабби Цви Элимелех из Динова (Бней Иссахар).
Рабби Цви Гирш относился со страстью к изучению Каббалы, Зоара и особенно Китвей Ари (Писаний рабби Ицхака Лурии).
Он сделал огромные усилия, чтобы подтолкнуть евреев учить Зоар и Китвей Ари. С помощью своих учеников некоторые Йешивот в Галиции добавили изучение Кабалы в свое расписание.
Рабби Цви Гирш смешивал учения Бааль Шем Това с Кабалой Ари. Он сказал, что невозможно ухватить или понять святых рабби, если человеку не хватает знания Зоара и Китвей Ари, которые являются источником и корнем хасидизма.
Нехватка веры в праведников – это также результат нехватки таких знаний. Рабби Гирш верил, что эта нехватка контакта была корнем недостатка веры (хисрон эмуна). Он сказал: «Тот, кто никогда не видел света Сефер а-Зоар, никогда не видел света в жизни».
Его книга «Атерет Цви» включает комментарии на Зоар. В своей книге «Сур ми-ра ве’асе Тов» (сторонись зла и делай добро), он показывает путь духовного роста с помощью изучения Зоара и «Китвей Ари».
Рабби Ицхак Исаак из Комарны пишет, что душа его учителя – корень души Рабби Хаима Виталя, которая близка рабби Акиве. Однажды рабби Цви сказал своему брату – Раби Моше из Самбора, что в одной из его предыдущий жизней, он был гильгулем Рабби Ишмаэля Коэна а-Гадоль.
Один из его учеников, рабби Ицхак Исаак из Жидичов, сказал: «Я слышал из святых уст моего учителя, что он был одним из учеников рабби Шимона Бар Йохая».
Пусть зхут Цадика Рабби Цви Гирша из Жидичова защитит нас всех, Амен!
В его Йорцайт нужно:
– зажечь свечу в память праведника;
– дать цдаку (пожертвование);
– прочесть псалмы 33, 16, 17, 72, 91, 104, 130;
– прочесть отрывок из учения праведника (см. ниже);
– попросить в заслугу праведника о личном и за весь народ.
Из учения Раби Цви из Жидичова:
«С помощью качества радости в мир приводится великое милосердие, которое невозможно остановить. Как написано: «Чтобы воспевала Тебя слава (душа моя) и не смолкала! Г-сподь Б-г мой, вечно буду благодарить Тебя!», песнь моей души о милостях, излитых на меня Вс-вышним, Благословен Он, не может прекратиться.
И в обычае истинных праведников, когда они видят, что не дай Б-г, еврею полагается наказание за проступки, они умоляют за него Вс-вышнего, и убеждают, что он совершил то, что совершил, непреднамеренно, и просят не гневаться на него.
И принимают на себя суды и страдания вместо того еврея.
Известно, что ученикам Бааль Шем Това, стоявшим у истоков хасидизма, очень не нравились «магиды», произносившие проповеди перед евреями о награде и наказании, упрекавшие их за грехи. Поэтому главное любить каждого еврея, и ни о ком не думать дурно. И просить Г-спода Благословенного, чтобы Он дал нам увидеть в каждом его достоинства, а не недостатки».
(Раби Рафаэль Авитан, перевод Зои-Хаи Тигай; сайт Цадиким)
Когда Ребе «Баал атерет Цви» – Раби Цви из Жидичова был в агонии, он велел дать цдаку для поднятия души Раби Меира Бааль а-Нес и сказал, что Раби Меир учитывает меньшинство, а ведь большинство умирают после агонии и только меньшинство выживает, а потому он хочет, чтобы Меир его защитил и он удостоился выздороветь. Он также сказал от имени своего отца, что также в случае многих грехов дают деньги на цдаку в честь Раби Меира Бааль а-Нес, учитывавшего меньшинство, и он защитит таких людей даже при минимуме их заслуг. (Праведник из Мункача, Диврей Тора 1:9)
(Раби Мишаэль А. “Милосердие”)