Теилим 37 о Рабейну Там и Раши
Теилим 37:37
– «Шемор-там уръэ яшар» – שמר תם וראה ישר – (храни непорочного и присмотрись к прямодушному).
В этом псалме слово «там» תם (непорочный) указывает на Рабейну Тама, а «яшар» ישר (прямодушный) при перестановке букв – образует Раши.
Существует 2 вида тфилина – по Раши и его внуку – Рабейну Таму.
В тфилин вставляются 4 отрывка из Торы – разница между двумя этими тфилинами – в порядке расположения пергаментов.
Вначале все полагали, что речь идет об обычном разногласии между мудрецами, когда одно мнение отвергается, а другое принимается за основу.
Но пришел Ари а-Кадош, благословенной памяти, и передал знания, полученные из уст Элиягу а-Нави, о том, что оба мнения являются истиной.
Со времен Моше Рабейну до эпохи Геоним надевали 2 пары тфилин, так говорится в Гмаре: «На голове достаточно места для надевания 2-х пар тфилин». (Эрувин лист 95)
А Зоар а-Кадош говорит: «некоторые надевают 2 пары по причине сомнения, ибо не знают они тайны, что обе пары необходимы». (Зоар 77)
Но обычаем является порядок Раши.
Автор книги «а-Левуш» Гаон Рабби Мордехай Яффе писал, что однажды обрушилась бима над могилой пророка Йехезкеля и там нашли древние тфилин, где порядок соответствовал мнению Раши.
Также существует разница по поводу благословения на головной тфилин.
Ашкеназы говорят отдельное благословение, в соответствии с мнением Геоним.
Сефарды произносят только на ручной тфилин, опираясь на мнение а-Рифа.
Известно история, когда Рабейну Яаков из Труа – Рабейну Там обратился к Небесам по этому вопросу – ему ответили: «А союз Мой установлен с Ицхаком» (Берешит 17:21) – намек на Рифа – Рабби Ицхака аль-Фаси. В книгах «При эц Хаим» и «Олат Тамид» – речь идет об одном благословении, из чего делается вывод, что Ари также склонялся к сефардскому обычаю.
Обычаем Аризаля было надевать в Шахарит 2 тфилина – по Раши и по Рабейну Таму, а в Минху по Рабейну Таму. Но в последствие он сделал для себя тфилин Раши, соответствующий мнению книги «Шимуша Раба», то есть «эцбааим аль эцбааим» (со стороной в 2 больших пальца) и объяснял, что эти тфилин своим достоинством равны обоим вариантам вместе взятым и потому их размер «эцбааим» (двойной большой палец) – подробно в «Шаар а-каванот»
(Бен Иш Хай «Кодекс законов Торы по недельным главам» – Берешит)