Теилим 126 и Тана Раби Хони hа-Меагель
Теилим 126:1
«Бешув Ад-най эт шиват Цийон – айину кехолемим” – (Когда возвращал Господь пленных Сиона, мы были словно во сне).
Все дни жизни Раби Хони hа-Меагеля ему не давали покоя слова Теилим:
«Когда возвращал Господь пленных Сиона, мы были словно во сне».
Сказал он: «Кто способен 70 лет находиться во сне?» – имея ввиду 70 лет Вавилонского пленения.
Однажды Хони шёл по дороге и увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева.
– «Когда это дерево принесёт плоды?» — спросил его Хони.
Ответил тот человек: «Через 70 лет».
– «И ты уверен, что проживёшь 70 лет?!» — спросил Хони.
Человек ответил: «Я застал на свете рожковые деревья. Так же как предки мои вырастили их для меня, так и я выращу их для своих потомков».
Тогда присел Хони поесть хлеба, охватила его дрёма, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он 70 лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева.
Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?»
Сказал он ему: «Дед мой».
Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет…»
Пошёл он домой и спросил: «Жив ли сын Хони hа-Меагеля?»
Сказали ему: «Сына нет в живых — но внук его жив и здравствует».
Сказал он: «Я Хони hа-Меагель!» Но те не поверили ему. Отправился он в йешиву и услышал, как при разборе какой-то hалахи некто заметил: «Эта hалаха так ясна, как будто её объяснил сам Хони hа-Меагель».
«Это я — Xони», – заявил он, но никто ему не поверил: все с пренебрежением отвернулись от него. Пал Хони духом и стал молить Вс-вышнего о ниспослании ему смерти.
(Вавилонский Талмуд, Таанит 23а)
Изгнание, с которым соотносит Давид а-Мелех отрывок из Теилим – то, что произошло после разрушения первого Храма – изгнание в Бавель. Это изгнание длилось 70 лет. Псалмопевец, в понимании Хони, говорил, что те 70 лет, когда Израиль был в изгнании, были как сон, мимолетный, относительно незначительный период времени.
Для Раби Хони же, 70-летний период значим.
В Теилим 90:10 говорится: «Дни нашей жизни – 70 лет…».
И задается вопросом Раби Хони: возможно ли жизнь человека сравнивать со сном, с вещью, не имеющую особого значения, не являющейся сущностной? Вот что именно беспокоило Раби Хони.
(Маhарша)