Тикун Шовавим
«Шовавим» – на иврите – непослушные, избалованные дети.
Многие из нас помнят, как наши бабушки и мамы, когда в семье случалось что-то негативное, брали на себя Недер не есть мясо по понедельникам и четвергам. Скорее всего этот обычай имеет прямое отношение к периоду Шовавим.
В Танахе слово «шовавим» написано дважды и оба раза оно находится в Ирмияhу, например в (3:14) – «вернитесь безрассудные дети» – где говорится о евреях, как о непослушных детях, которые делают ошибки, расстраивают своего Родителя, становятся шовавим.
Чтение этих глав находятся в пределах двух еврейских месяцев: Тевет и Шват (2-х из трех негативных Еврейских месяцев: Ав, Тевет, Шват).
Этот период считается благоприятным для Таанит и Тикуним, связанных с исправлением нарушений законов Брита. Согласно Каббале, этот период особенно способствует выпрямлению сексуальных прегрешений (Аризаль, Шаар hа-Йехудим 4:3). Во время Шовавим, евреи собираются в синагогах по всему Израилю и произносят особые молитвы, называемые «Тикун Йесод».
Слово Таанит – это первое слово в аббревиатуре Тшува – תשובה:
Тав – таанит (пост),
Шин – сак (мешковина),
Вав – видуй (исповедь),
Бет – бехи (плач),
hей – эспед (признание перед Б-гом в грехах).
Наши Мудрецы – учат, что все виды нарушения законов Брита – оставляют самые большие пятна на душе и создают большое расстояние между нами и Творцом.
В этот грех могут быть также вовлечены и женщины с детьми – поэтому в семье накапливаются проблемы с парнасой, здоровьем, детьми и тд.
Самое подходящее время исправить этот грех – это период Шовавим.
Таанит Шовавим – полное воздержание от любой пищи (включая воду) с рассвета до заката – в зимние месяцы, когда дни коротки, такой пост переносится легче. Воздержание от пищи и питья – это проявление раскаяния за грехи – приношение Б-гу своего жира и крови – по аналогии с жертвоприношениями во времена Храма, где приносились жир и кровь животных за грехи людей.
Пост продолжается в течение 6 недель Шовавим, по понедельникам и четвергам (в дни вынесения в синагоге Свитка Торы), исключая Шабат (так как в Шабат не принято поститься), 2 раза в неделю – то есть всего 12 постов от рассвета до заката.
Если же вы не можете держать пост по каким – то причинам, то можно пост заменить цдакой на сумму, примерно равную вашей затрате на прием пищи в этот день.
По некоторым мнениям, хорошо дать 405 монет любого достоинства по гематрии слова – נשימה – «нешама» (душа).
Те, кому этот пост непосилен – могут ограничиться отказом в эти дни от белковой пищи, а именно отказ от мяса, птицы, рыбы, яиц и животного масла – как делали это наши бабушки.
Рабейну Хида («Аават hа-Кодеш», Ципора Шамир, 7:101) учит, что в этот период хорошо практиковать Таанит Дибур – в течение одного дня с утра до вечера не говорят будничных слов – только слова молитв и Теилим. Объясняет Рабейну Хида это тем, что если человек смог нарушить законы Лашон hа-Кодеш, то законы Брита – тем более.
Специальный Тикун во время Таанит Дибур – это произнесение всей книги Псалмов. Чтение начинают после завтрака и заканчивают до молитвы Минха.
[Подробней про Таанит Дибур здесь]
https://silatehilim.com/таанит-дибур-и-почему-основное-исправ/
Также важно в этот период читать «Тикун Аклали» Раби Нахмана ми-Бреслав, как подборку псалмов, исправляющую нарушения законов Брита.
https://silatehilim.com/тикун-аклали-транслит/
Практикуется изучать в этот период трактат Мишны «Таарот».
Помимо Таанит (поста), не забываем и про другие аспекты слова Тшува – а именно: Видуй (исповедь перед Ашемом), Бехи (плач), Эспед (признание перед Б-гом в грехах).
В сефардских общинах женщины также практикует Таанит и Таанит Дибур по понедельникам и четвергам.
(по видео-уроку Гаона Бенциона Муцафи, по уроку Рава Даниэля Коэна, перевод статьи Рава Цви Фишмана)