Таанит Дибур и Тикун Лашон ара
Основная духовная работа женщин – исправление уст, исправление речи. Женщинам труднее следить за речью, чем мужчинам.
Почему?
Корень этого заложен еще в начале Творения. Мужчина сотворен из земли (адама), поэтому назван Адам, что указывает на молчание (дмима).
Женщина, будучи не создана из земли, лишена этой основы молчания. Она названа Хава – что намекает на речь: «И ночь ночи передает (ихаве) знание». (Теилим 19:3)
У женщин во рту «заперт огонь».
Сказали Хазаль: «10 кавов разговора спустились в этот мир – 9 забрали женщины, а 1 – весь мир». (Кидушин, 49б)
Если женщина не сможет охладить этот огонь молитвами и чтением Теилим – ее внутренний огонь вырвется наружу в виде злословия. Если женщина захочет направить свои уста, как наши праматери, ко Вс-вышнему, – она всего добьется. (Рав Шалом Аруш «Мудрость женщины»)
Сказал Рабби Шимон бар Йохай: «Все грехи прощает Кадош БарухУ, кроме Лашон ара».
Кто создал Лашон ара и что является его корнем?
– «Нахаш (Змей). Когда Нахаш пришел к Хаве (грех Древа Познания) – он внес в нее свою нечистоту – и все грехи людей происходят от этой нечистоты». (Зоар на Шлах, Сулам, Цви Нисанзон)
Учат Хазаль, что язык, это единственный орган, который не содержит внутри себя ничего твердого (кости, хряща) и поэтому ему себя трудно контролировать.
Язык – это ворота во внутрь человека. Если язык разнуздан и не заботится о том, что находится внутри человека, тогда ворота в сокровищницу будут открыты, и все выйдет наружу и станет видимым. Но если охраняются ворота, то охраняется сама сокровищница и то, что в ней, как сказал мудрый человек: «Даже глупец, который молчит, считается мудрым». (Мишлей 17:28)
«Когда человек говорит – из уст выходит дыхание «hевель» – это дыхание – его жизненная сила «хиют». Наглядно это видно, когда душа покидает тело – в нем уже нет ни дыхания, ни речи. Дыхание, которое выходит из его уст, когда он говорит – это «хелек нишмато» (часть его души). И поэтому, традиция учит нас не говорить бесполезные вещи, что приводит к потере части души». («Петах Эйнаим Недарим 22»)
Таанит Дибур
Таанит Дибур – пост речи, воздержание от пустых и будничных разговоров – это очень мощный духовный инструмент для очищения и искупления, который был введен в прошлом веке кабалистом Рабби Ицхаком Альфия, автором книги שיח יצחק «Сиах Ицхак» (разговор Ицхака).
Рабби Александр Зискинд пишет, что многие большие Рабаним брали на себя Таанит Дибур с Рош Ходеш Элула до Йом Кипура, чтобы не говорить на будничные темы.
Также большие Мекубалим практикуют Таанит Дибур в дни Шовавим и советуют делать это женщинам.
[Отказ от бесполезной речи – лучше отказа от еды, потому что пост ослабляет тело для службы Ашему, тогда, как тишина – усиливает тело и душу для служения Б-гу].
Именно про это состояние писал Аризаль (зцл): «Тот, кто охраняет себя от разговоров в течение 40 дней подряд – может достичь Руах а-Кодеш». («Йесод ве-Шореш Аавода, Шаар а-Маим, перек 4»)
Рабейну Хида учит, как практиковать Таанит Дибур.
Таанит начинается после молитвы Шахарит и продолжается до Минхи. За это время ни с кем не разговаривают. Читают всю книгу Теилим – в идеале прочесть 3 раза до Минхи. После Минхи Таанит завершается очень сильной молитвой, в которой выражаются просьбы о спасении и избавлении всего еврейского народа.
Говорит Рабейну Хида, что если человек может нарушить законы Лашон а-Кодеш, то законы Брита — тем более. Поэтому пусть приучит себя воздерживаться от пустых разговоров.
Гаон Рабби Бенцион Муцафи передает от своего отца – Мекубаля а-Рав Салман Муцафи, как можно сделать Тикун а-Дибур.
Нужно произнести 12 раз Теилим (119:89):
לְעוֹלָ֥ם ה׳ דְּ֝בָרְךָ֗ נִצָּ֥ב בַּשָּׁמָֽיִם
– «Леолам Адо-най, деварха ницав башамаим» – (Навсегда, Г-споди, слово Твое установлено в небесах).
(«Аават а-Кодеш, Ципора Шамир» (7:101))