Существует два вида мазиким (духов-вредителей) и названия этих видов мы видим в Теилим (6:2):
יְֽהוָ֗ה אַל־בְּאַפְּךָ֥ תוֹכִיחֵ֑נִי וְֽאַל־בַּחֲמָתְךָ֥ תְיַסְּרֵֽנִי׃
– «Адо-най аль беапеха тохихэни, веаль бахаматха теясрэни» – (Г-споди, не в гневе Твоем наказывай меня и не в ярости Твоей карай меня).
Эти два вида мазиким – «гнев» (אף) и «ярость» (חמה) и Давид а-Мелех просит о защите от них в этом мизморе.
Есть сгула, согласно которой не рекомендуется давать цдаку ночью, которая основывается на истории, описанной в трактате «Пэа» Йерусалимского Талмуда (глава 8, лист 37-Б) :
«Рабби Ханина бар Папа отделял цдаку ночью. Однажды начал досаждать (ему) глава (злых) духов. Сказал (он) ему (Рабби Ханине): «Не так ли учил Рабби (в Торе): Не отодвигай межи ближнего твоего»? Сказал ему (Рабби Ханина бар Папа): «А не так ли написано: «Дар в тайне тушит гнев»? И (тогда дух) изогнулся от него и побежал».
Из этого места видно, что отделение цдаки ночью расценивается злыми духами, как посягание на их территорию. Почему? Потому что ночное время – период, когда злые духи организуют исполнение суровых приговоров.
Ари а-Кадош говорит: «Так как в вечернее время – (происходит) полный суд, и не пригодно время (это) давать цдаку».
То есть, злые духи, получившие суровый приговор на человека, уже решают, как его лучше исполнить, а человек все портит своей цдакой. Мы же знаем, что цдака отменяет суровые приговоры. Мы могли бы подумать, что наоборот нужно давать цдаку ночью. Однако, как я вижу, логика в этом такая – дай цдаку днем, и лишний раз не конфликтуй со злыми духами, чтобы они не досаждали лишний раз.
Однако, Рабби Ханина бар Папа говорит, что цдака, данная тайно (а ночь именно такое время, когда все спят и можно не опасаться лишних глаз) нейтрализует гнев. И судя по тому, что произошло дальше – потушенный гнев вполне конктретно действует на злых духов – они начинают держать дистанцию.
Почему же Аризаль говорит о том, что лучше не надо давать?
Наверное, потому что мы не совсем того уровня, что Рабби Ханина бар Папа и рисковать не надо.
И тут я хочу обратить внимание, что в Талмуде в случае с Рабби Ханиной речь идет не о передаче Цдаки в руки бедных, а об отделении. То есть, Рабби Ханина открывал кошелек, смотрел, сколько у него денег в наличии, и от них откладывал какую-то часть и определял их для нужд бедных.
А что же говорит Талмуд о непосредственной передаче денег бедному?
Если ты дал пруту (монетку) бедному утром и придет бедный после и встанет перед тобой вечером, (то) дай ему.
Это цитата из 3 главы «Пиркей Авот Рабби Натана». И тут прямое указание – дать цдаку вечером, если бедный стоит и просит. Эта глава, кстати, резюмируется словами: «А Цдака спасает от смерти».
И то же самое мы видим в случае, описанном в трактате Шаббат 156-Б:
«У Рабби Акивы была дочь. Сказали ему халдеи (астрологи): в день, когда поднимется она в свадебный чертог, умрет. Был (Рабби Акива) обеспокоен этими словами. Днем (в день свадьбы) вытащила она заколку и вонзила в стену, случайно попав в глаз змее. Когда утром пошла взять (заколку) – увидела змею. Сказал ей отец: Что ты сделала (такого, из-за чего спаслась ты от змеи)? Сказала ему: Перед этим пришел бедный к дверям вечером и все были заняты трапезой и никто не обратил внимания на него, и я дала ему свою часть еды. Сказал ей (Рабби Акива) «Сделала ты заповедь!». Вышел Рабби Акива и объяснил (этот случай): «А Цдака спасает от смерти».
В этой истории опять важен тот факт, что Цдака была передана вечером и ничего страшного не произошло. Даже наоборот – страшное не произошло из-за того, что Цдака была дана вечером. Тут опять можно сказать, что по Каббале ночная цдака нежелательна из-за процессов, связанных с исполнением суровых постановлений. Но и на это есть ответ Рабби Овадьи Йосэфа (Явиа омер, ч. 9, ЙД, симан 15): «Разрешено также и со слов Каббалы давать цдаку ночью, и нет места устрожения в этом (не нужно устрожать в этом случае)».
Полагаясь на мнение мудреца можно давать цдаку ночью. Хотя, над вопросом отделения (не передачи) цдаки ночью, нужно подумать: Может, стоит поостеречься и отложить это важное дело на утро? Однако, если нуждающийся пришел вечером и просит, то раздумывать и опасаться не стоит – нужно непременно исполнить заповедь цдаки даже в это время.
(Рав Александр Цви Сыпков)