Теилим 119 – как удостоиться рождения сына
Теилим 119:9 (Бет)
– “Баме йазакэ наар эт орхо, лишмор кидвареха” – (Как юноше сделать благородным свой путь).
Рабби Элиэзер, отец Бааль-Шем-Това, очень выделялся от многих своим выполнением заповеди гостеприимства. Именно потому, что он так отличался тщательным соблюдением этой мицвы, было решено на Небесах испытать его. В этом смысл выражения: «в чем, в какой заповеди твой отец был особенно осторожен (дословно) светился ею» – у каждого человека есть определенная склонность в душе к святости, которая тянет его самопожертвенно прилепиться к определенной частной мицве. Обратим внимание на точность формулировки: мудрецы не сказали: «чему он в особенности симпатизировал» или «что любил», а именно «в чем был особенно осторожен».
Ибо главная сила жизни человека проявляется в той заповеди, с которой он связан особенным образом, с той буквой Торы, из которой был высечен корень его души, там, где человек обнаруживает суть его жизни, там, где его постоянная работа. Это та точка, где человек должен постоянно добавлять и идти дальше, и это также точка, где он проверяется по отношению к Б-гу во все времена – правильно ли он служит Вс-вышнему или нет. Когда он осторожен как полагается, тогда его душа сияет больше всего.
Стоит напомнить слова Рабби Маггида из Межерич, которые он сказал Алтеру Ребе перед его уходом из этого мира, что, благодаря старанию выполнять мицву гостеприимства, – он удостоится сына, как сказано в Теилим: «как удостоиться сына – благодаря гостю – посредством мицвы гостеприимства”.
Можно объяснить его слова тем, что гостеприимство связано с чувством собственного самоотречения (битуля), базируясь на котором хозяева впускают в свой дом другого человека, а также стараются и хлопочут для него. Рутина жизни хозяина вдруг становится вторичной по своей важности, а потребности гостей оказываются в центре внимания хозяев.
«Как удостоиться сына – [благодаря гостю]» – на иврите במה, посредством битуля, как сказано «а мы что?». Битуль – это вход, открываемый в душе человека по отношению к окружающим его, и размер входа зависит от степени битуля. Когда хозяева дома ставят на второстепенное место себя и свои дела ради другого еврея, это свидетельствует об их битуле перед другими евреями и перед Вс-вышним, и тогда они удостаиваются (благодаря их объединению, вызванному выполнением мицвы) того, что новая еврейская душа появляется в их доме.
(«Ор Исраэль» Рав И. Гинзбург)