Как Вс-вышний отделял халу или Духовная алхимия афрашат хала
Сказано в «Берешит Раба»: «отчего дана ей (женщине) мицва халы»?
Сказал он (Рабби Йеошуа) им: «из-за того, что испортила первого человека – халу мира».
Откуда мы знаем, что Адам – хала?
Сказал Рабби Йосе бен Кцарта:
«Как женщина, которая замешивает муку с водой и потом отделяет халу, так сначала «и пар поднимался с земли», а потом «И Б-г создал человека из праха земного». (Берешит 2:6)
Мицва или привилегия
Каждая женщина имеет искру «нешамы» Хавы, но только еврейской женщине дана привилегия исправить её грех.
Как Вс-вышний отделял халу
«Пыль земли смешалась с водой» – так Вс-вышний создал первого человека.
Мидраш «Ялкут Меам Лоэз» (Берешит 2:7) подробно описывает, как Ашем создавал человека – по аналогии с халой.
Земля:
«Из красной земли Вс-вышний создал кровь;
из зеленой земли Вс-вышний создал внутренние органы;
из желтой земли Вс-вышний создал человеческую кожу;
из белой земли Он сделал кости и сухожилия.
Земля, которая станет телом Адама, была взята со всего мира, его туловище – из Вавилона, его руки и ноги – из остального мира.
Для его головы Вс-вышний взял землю из самого святого места в мире – Храмовой Горы, где всегда пребывает Шхина, Божественное Присутствие».
Мидраш объясняет, что это было сделано для того, чтобы человек, где бы он ни умер и не был похоронен, был принят обратно в землю.
Вода
Вс-вышний собрал воду со всей планеты и из этой воды создал человека. Воду наливали в землю, замешивали и придавали ей форму – процесс приготовления халы можно сравнить с тем, как Вс-вышний создал Адама а-Ришон.
Делая халу, можно исправить разрушение, которое произошло в мире в результате греха Хавы.
Выполняя мицву халы, женщина на своей кухне, может произвести Тикун, духовное исправление события, которое произошло во время 6 дней Творения!
Как это передалось еврейской женщине?
Существует хорошо известное высказывание о чудесном способе благословения нашей праматери Сары, жены Авраама Авину: «Пока Сара была жива, свеча не гасла в шатре от Шабата до Шабата, тесто было благословенно, облако Шхины покоилось над ее шатром. После смерти Сары все три благословения пропали, но с приходом Ривки – все появилось вновь». (Берешит Раба 60:16)
Все 3 признака – соотносятся с 3 женскими еврейскими заповедями – благословение на тесто – это «афрашат хала».
Тосафот (на Сота 11а) говорит: «мидда това меруба» – (награда за выполнение и соблюдение мицвы во много раз больше, чем наказание за воздержание от нее).
Отделение халы приносит миру обильные материальные благословения. Если пренебрежение халой приводит к исчезновению благословения, то, просто подняв небольшой кусок теста и провозгласив: «hарей зо хала» – (это хала), мы можем стать получателями дара парнасы.
Адмор из Комарны указывает, что первые буквы слов в стихе (Мишлей 30:8): «hатрифени лехэм хуки» – (питай меня хлебом насущным) – (hей, ламед, хет) – составляют слово «хала».
Мицва земли Израиля
«Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас. То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение Господу. (От) начатка вашего теста хлебный пирог возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Господу возношение в поколениях ваших». (Бемидбар 15:18-22)
«Cефер а-Хинух» объясняет, что отделенная хала изначально была предназначена Коаним, которые служили в Святом Храме. Хала была одним из 24 даров Коэнам. Эти дары позволили им посвятить себя служению в Бейт а-Микдаш и обучению Торе, не заботясь о заработке на жизнь.
Сегодня мы все находимся в состоянии ритуальной нечистоты, и поэтому отделенная хала не может быть употреблена. Однако мудрецы потребовали беречь эту мицву. Хотя большинство евреев в настоящее время не живут в Земле Израиля, согласно постановлению Мудрецов, мы по-прежнему отделяем халу.
Говорит Пророк Йехезкель: «и начаток теста вашего отдавайте Коэну, чтобы покоилось благословение на доме вашем». (Йехезкель 44:30)
В «Агаот Маймонийот» говорится, что еврейскому народу была дана привилегия войти в Эрец-Исраэль и заселить эту землю, именно для того, чтобы они могли выполнить мицву «афрашат хала»:
«Из-за этой [мицвы отделения халы] еврейскому народу была дана заслуга войти в Эрец Эсраэль.
Как сказано: «Когда вы войдете в Землю Израиля».
Духовная алхимия
Отделяя халу, мы поднимаем физическое тесто и превращаем его в духовную сущность.
Мука – этот символ материализма, а обязанность евреев в этом мире – как евреев – наполнять физический мир духовностью. Все, что Вс-вышний создал в Своем мире, предназначено для нас, чтобы использовать его в служении Вс-вышнему. Пока предмет не использовался в духовных целях, он остается ограниченным и физическим. Мука остается мукой. Вода остается водой. Но используйте их в качестве мицвы, и они станут духовными существами. Когда мы отделяем халу, освящается не только ее часть, но и все тесто.
Рабби Моше Хаим Луццатто (Рамхаль) пишет в «Питхей Хохма ве-Даат»: «Отдельная часть теста, и все тесто становится освященным… и этому есть мерило: «одна часть теста, отданная Вс-вышнему, освящает остальное».
Тикуним
Шла а-Кадош говорил, что, при отделении халы, хлеб освящается и «очищает тело и душу того, кто ест его».
Хлеб веры
Браха при отделении халы по ашкеназскому нусаху: «Леафриш хала мин а-иса» – (отделить халу от теста).
Гематрия слова «иса» (тесто) – 145. Гематрия слова «хала» – 43. Когда мы убираем (отделяем) «халу» (43) из теста (145), у нас остается число 102, гематрия слова «эмуна» (вера).
От идолопоклонства
Сказано: «кто выполняет мицву «Афрашат хала», отменяет идолопоклонство». (Мидраш Рабба, Тазрия 15). Отделяя халу, демонстрируя, что Вс-вышний является Источником каждого благословения, мы укрепляем нашу веру и выступаем против идолопоклонства.
Питание для души
Сефер а-Хинух (мицва 385) пишет: «Жизнь человека зависит от его питания, и большая часть мира живет в основном за счет употребления хлеба, поэтому Вс-вышний хотел дать нам постоянную мицву в отношении хлеба. И, так как хлеб поддерживает наши тела, святость, которую он несёт после того, как был использован для мицвы, будет питать наши души».
Наказание за пренебрежение «афрашат хала»
Пиркей Авот 5:10 говорит: «Если [все решили] не отделять положенную часть от теста — начинается голодный мор.
Как получить долю в Грядущем мире
Раби Давид Лида говорит, что «хала» – это аббревиатура слов «хелек Олам а-Ба» – доля в будущем мире, то есть, кто отделяет халу – заготовил себе место в будущем мире.
Корбан в личном Храме
Рабби Шимшон Пинхус учит, что женщины не обязаны изучать Тору или выполнять мицвот, связанные со временем. Но они могут приносить подношения, Корбанот Ашему, в своем личном Храме – в 4-х стенах своего еврейского дома. Храм был разрушен из-за наших проступков, но все еще остается место, где покоится Шхина, Б-жественное Присутствие – это еврейский дом. Когда женщина отделяет и выпекает халу, она связывается с «Лехем а-паним» – хлебом, который выпекали в Храме
Афрашат Хала кенегед Тфилин
Семья Леви гордилась тем, что жила в том же здании, что и Рабби Ицхак Зев Соловейчик, Брискер Рав.
Это случилось в те годы, когда многие еврейские домохозяйки носили перед Шабатом уже сплетенные халы выпекать в общую пекарню – не у всех были печи. Каждую неделю они заплетали свои халы и бережно относили свои подносы в местную пекарню, чтобы испечь их. Каждую неделю две девушки семьи Леви несли халы в пекарню и их путь лежал мимо окон кабинета Брискер Ребе.
Через неделю, после молитвы в пятницу вечером, Брискер Рав подошел к мистеру Леви. «Твоя жена здорова?» – спросил он. Удивленный, мистер Леви ответил: «На самом деле, на этой неделе она заболела и сейчас лежит в постели». Видя его удивление, Брискер Рав объяснил: «Каждое утро по пятницам твои дочери проходят мимо моего окна со своими халами. Сегодня утром я их не увидел и понял, что что-то произошло, должно быть, хозяйка больна». Брискер Ребе горячо благословил Леви на хорошее здоровье его жены, добавив, что надеется, что уже на следующей неделе она снова будет печь халы. А затем он добавил: «Знайте, что афрашат хала для женщины подобна надеванию тфилина. Тфилин – символ хорошего еврея. Что это значит для женщины, которая не обязана носить тфилин? Сама Суббота называется знаком, «вечным знаком». И мицва хафрашат хала подобна тфилину женщины – вечный знак Субботы».
Пророк Амос говорил о времени перед приходом Машиаха: «Вот наступают дни, – сказал Г-сподь Б-г, – когда пошлю Я голод на землю: не голод по хлебу и жажду по воде, а (голод и жажду) слышать слова Г-сподним». (Амос 8:11)
В наши дни пекарни заполнены хлебом всех видов: ржаным и безглютеновым, с закваской и цельнозерновым. Но какой из этих хлебов вносит тепло? Домашняя хала – секретный духовный ингредиент, который вносит шалом в наши дома.
Не отдавать никому мицву Афрашат хала
Рабейну Хида пишет в («Махцикей Бераха» в ответ Яаавэц): «если муж взялся отделять халу без разрешения жены, то он должен компенсировать ей это деньгами, как это практикуется обычно, когда кто-то у кого-то отнимает мицву».
И это говорит об огромной важности мицвы «Афрашат Хала».
500 Таанит
Сказали Хазаль: «Приготовление еды для Шабата приравнивается к 500 Таанит (постам)».
Ангелы, созданные афрашат хала
Рабби Аарон из Карлина и его сын приехали в небольшой местечко рано утром в пятницу. Они увидели дым, поднимающийся из труб, свидетельство того, что женщины пекли халу перед Шабатом.
Ребе Аарон сказал: «Посмотрите на ангелов, которые поднимаются из дымоходов!
На самом деле, своими усилиями женщины должны были достичь уровня Руах а-Кодеш – только гнев предотвращает это».
Своей работой по подготовке к Шабату, еврейская женщина заслуживает Б-жественной защиты и создает ангелов! Мидраш «Ялкут Шимони, Йов» говорит: Рабби Меир сказал: «Если человек выполняет много мицвот, он создает много ангелов, как говорится: «ибо ангелам Своим Он велит охранять на всех путях твоих». (Теилим 91:11)
Даже если 999 обвинят человека, а 1 заявит о заслугах – человек спасается.
Время отделения халы
Сгула отделять халу в пятницу.
Мишна Брура, Бен Иш Хай от имени Аризаля подробно объясняют эту идею: «Адам а-Ришон, созданный в пятницу, был назван «халой мира». Хава из-за греха Эц а-Даат испортила это «тесто для халы». Женщины исправляют это действие с помощью мицвы афрашат хала именно в пятницу – Эрев Шабат.
Год без халы
Бен Иш Хай (Парашат Шмини) пишет, что женщина должна, как минимум, сделать 1 афрашат хала в течение года – нельзя, чтобы год прошел без афрашат хала – «чтобы было что добавить к своим заслугам».
Эт Рацон
Рабейну Йона пишет, что в тот момент, когда мы выполняем какую-то мицву, это благоприятный момент, чтобы обратиться к Небесам с любой просьбой. Когда женщина выполняет одну из трех своих особых мицвот, она заслуживает особой Б-жественной милости. Это драгоценные минуты, когда мы можем соединиться с нашим Создателем напрямую и быть услышанными – никаких ангелов между нами.
Просеивание муки
Просеивание – время анализа – что есть шлаки, которые нужно отбросить, что полезно для нашего служения Вс-вышнему, взаимоотношений с людьми?
Интересно, что Мишна и Гемара использует слово «меракэ» для просеивания, а это синоним слова «рикуд» (танец).
Просеивая муку, мы пытаемся восстановить ее первоначальное состояние, когда она была свежемолотой.
У каждого из нас есть чистая нешама, святая душа. Ошибки и неудачи – зашлаковывают ее, но, если отсеять их – можно вернуться в первоначальное состояние.
Для Храма муку просеивали 13 раз. А нам известно, что 13 – это сакральное число у евреев – 13 «мидот Рахамим» Вс-вышнего, гематрия слов «эхад» и «аhава».
Семья Гарму из рода Кеата и Аарона, наследников Пинхаса, которые долгие годы были Коэнами в Храме и хранили секреты выпечки халы и земеса «лехэм а-паним» – просеивали муку 11 раз.
Замешивание теста
Хафец Хаим объясняет, как мицвы из Торы соответствуют 248 конечностям и 365 сухожилиям нашего тела и какую энергию органы получают от мицвот.
Руки, которые замешивают халы, получают в это время невероятный духовный свет.
Еще Аризаль (зехуто таген алейну) говорил:
«Пот, который у человека появляется во время подготовки к Шабату – сгула для смывания своих грехов».
Если месить тесто 2 руками, то можно увидеть, как наши руки получают силу: гематрия, слова «йад» (рука) = равна 14. Две руки вместе будут 14 +14 = 28, что является числовым значением слова «коах» (сила).
(перевод silatehilim по книге Рабанит Эстер Ривка Толедано «Афрашат Хала»)